Философия и искусство: путь к истине

Философия искусства в средние века

Информацию о понимании термина «искусство» часто можно найти в трудах философов. Это верно и для периода Средневековья.

В средние века творчество понимается, как во времена античности – как изучение правил, которые ведут к созданию вещей. В эпоху Средневековья у философов и у деятелей искусства не было даже сомнения в том, что сами правила уже существуют и необходимо только освоить механизм, чтобы создавать шедевры. Художник приравнивался к строителю, ремесленнику или ритору, которым достаточно было хорошо овладеть делом, чтобы исполнять его легко.

Теория создания шедевров отождествлялась с теорией ремесла. Деятели искусства же создавали предметы, которые дополняли или исправляли представления людей о чем-то или улучшали то, что уже было рождено самой природой. В это время люди еще не осознавали такую цель искусства, как доставление эстетического наслаждения.

Очень часто оно принимало религиозную или символическую формы. Художники работали на церкви, храмы и мечети. Несмотря на существование светского искусства, направленного на развлечение высшего класса общества, оно не было определяющим для эпохи. Жизнь людей во многом направлялась и управлялась религией, которая накладывала отпечаток и на характер искусства. Так, оно использовало символы и аллегории, потому что большинство мировых религий говорили, что земные вещи не могут в полной мере отобразить небесное. Некоторые религии – например, ислам – запрещали использовать изображения людей.

Средневековое искусство включает в себя не только официальные религиозные идеи, переданные художественными средствами, но и мифологию, поэзию, народное творчество. В целом оно во многих государствах в средние века развивалось большими темпами. Самый большой расцвет оно переживало в Китае, Индии и некоторых европейских странах. При этом на разных континентах оно выглядело по-разному: например, для Византии были характерны отказ от земного и аскетизм, а для Индии – богатство чувственных образов, красочность и спонтанность.

Монументальная архитектура отражает высшие достижения средневекового искусства. Мечети в арабских странах, храмы Византии, европейские сооружения в готическом и романском стилях, индийские храмы – все это сегодня считают жемчужинами мировой художественной культуры.

Необходимо сделать акцент и на литературном творчестве, потому что в Средневековье оно уже было разделено на жанры, течения и направления. К литературе относились сказания и легенды, исторические хроники (воплотившиеся, например, в рыцарских романах), церковные писания, поэзия.

В это же время особенное внимание уделяется театральному искусству, которое переполняется мистикой, драмой и описанием страстей в жизни людей. Музыка в те времена воспринималась как научное познание, она была поделена на «человеческую» и «мировую»

Первая делилась на теоретическую и практическую. При этом теоретическая была воплощением философии математики. Еще античные философы стремились разгадать тайны музыки через математические формулы. Среди популярных философов этого времени: Лессинг, Гегель, Шопенгауэр, Хайдеггер

Музыка в те времена воспринималась как научное познание, она была поделена на «человеческую» и «мировую». Первая делилась на теоретическую и практическую. При этом теоретическая была воплощением философии математики. Еще античные философы стремились разгадать тайны музыки через математические формулы. Среди популярных философов этого времени: Лессинг, Гегель, Шопенгауэр, Хайдеггер.

Философию искусства средних веков можно охарактеризовать словами Августина, обращенными к верующим людям: «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Это значит, что человек начал попытки обращаться к своему внутреннему миру, исследованию эмоциональной жизни других людей. При этом господствовала над всем синтезом видов средневекового искусства архитектурное.

Культурологическое сходство искусства и философии

В культурологическом плане эти две дисциплины имеют следующее сходство:

  • обе дисциплины имеют в своей основе интуицию и очевидность;
  • для обеих дисциплин требуется связь человека с миром. Культура утверждает эту связь через красоту, а философия — через бытие;
  • обе дисциплины направлены на сущность человека и занимаемое им место в мире.

Таким образом, философия и искусство как по отдельности, так и совместно решают проблему сосуществования человека с окружающим миром, каждая из этих дисциплин — своим методом. Философия это делает по методу гносеологического познания, а искусство — через понимание мира на примере образов искусства. Главной их общей чертой является общая цель — познание определенного объекта или явления. В творческой составляющей философии человек пытается разобраться в окружающем его мире. В искусстве же созидатели воплощают эти попытки в художественные произведения, что является определенной формой созерцания. Именно поэтому в современной культурологии общим для этих двух явлений считается познание мира через разум, через свои чувства и эмоции.

Сходства философии и искусства

Философия вырастает на основе принципов, которые отражают глубинные основания деятельности. Искусство, в отличие от нее, имеет в основании остенсивные формы культуры, основанные на демонстрации культурного содержания. Создавая предметы искусства или любуясь ими, человек сливается с миром, который те изображают. Философия, напротив, заставляет человека заниматься рефлексией и подвергать критике тот мир, который он видит.

При этом между двумя данными культурологическими сферами – прочная связь. Они имеют в своем фундаменте общую культуру и в процессе развития проникают друг в друга. Так, творчество поднимает философские проблемы, а философия превращается в искусство.

В произведениях обеих этих сфер культуры есть ярко выраженный высокая степень индивидуальности, отражение эмоционально-личностного компонента автора. Но, если в произведениях деятелей искусства проблемы выражаются в художественных, изобразительных образах, то у философов они принимают вид абстрактных понятий, освоить которые может только обладатель тонкого ума – через разум, а не органы зрения, слуха или осязания. Однако благодаря философии и творчеству, когда они объединяются, складывается наиболее полная картина мира.

Сходств у них много, к ним можно причислить:

стремление основываться на интуиции – через чувственное восприятие в искусстве и интеллектуальное – в философии;
осознание важности целостности человеческой личности и мира, в искусстве под такой целостностью понимается красота в широком смысле слова, в философии – бытие;
ключевая фигура всегда – человек с богатством его внутреннего мира, противоречиями и мыслями.

Можно отметить и то, что отличает две эти культурные сферы:

  • методы передачи информации: в искусстве это – язык образов, а в философии – метод рассуждения;
  • философия концептуальна, творчество – образно;
  • художеству свойственна спонтанность, а философии – использование одних и тех же оснований, или понятий. Философия более последовательна.

Таким образом, очевидно, что для искусства в приоритете эмоциональный уровень и художественность, а для философии – наличие строгих и точных категорий, позволяющих рассматривать ее в качестве науки.

Особенности понимании искусства в русской философии

Особенность русской философия, занимавшейся проблемами искусства, в том, что она представлена религиозными мыслителями. Художественное творчество исследовалось через призму христианской традиции, для которой были характерны такие черты, как анонимность искусства эпохи Средневековья.

Религиозными философами считаются Павел Флоренский, Николай Бердяев и Владимир Соловьев, последний из которых посвятил много лет созданию русской эстетики. Под ней он понимает идеальное содержание, заключенное в чувственные формы. А идеальное содержание здесь – правильное понимание добра и зла.

При этом подразумевается, что, если шедевр подлинный, то он не только отражает идею, но и действительно содержит ее в себе. Духовная сущность материализуется в нем, одухотворяя его. Таким образом, творчество наделяется поистине высоким статусом.

Бердяев писал о том, что творческую способность человек мог получить только от самого Бога. За счет этого дара он относится не к относительным, а к абсолютным существам.

В советский период к искусств подходили с гносеологической точки зрения. Российская современная философия искусства, напротив, использует множество подходов для изучения художественного творчества.

Человек изучает мир различными способами, один из которых – искусство. Оно содержит не только его личное видение картины мира, но и идейно-эмоциональный смысл. Человек передает через работы личные эстетические переживания, взывая не только к чувственной стороне людей, но и к интеллектуальной и духовной. Напряженную духовную жизнь философы считают истинной.

Категории

  • информационная безопасность
    (60)
  • безопасность
    (46)
  • безопасность информации
    (17)
  • информация
    (17)
  • защита информации
    (12)
  • комментарии к НПА
    (12)
  • угроза
    (10)
  • методология безопасности
    (9)
  • объект
    (9)
  • персональные данные
    (9)
  • теория безопасности
    (9)
  • закон
    (7)
  • опасность
    (7)
  • риск
    (6)
  • социальная философия
    (6)
  • субъект
    (6)
  • экономическая безопасность
    (6)
  • ИБ
    (5)
  • философия
    (5)
  • ТЗИ
    (4)
  • демократия
    (4)
  • законотворческая деятельность
    (4)
  • информатизация
    (4)
  • наука
    (4)
  • стихи
    (4)
  • угрозы
    (4)
  • власть
    (3)
  • доктрина
    (3)
  • информационная война
    (3)
  • информационное общество
    (3)
  • истина
    (3)
  • кибербезопасность
    (3)
  • кибервойна
    (3)
  • конфиденциальность
    (3)
  • культура
    (3)
  • методология
    (3)
  • объект КИИ
    (3)
  • полискепсия
    (3)
  • справедливость
    (3)
  • субъект КИИ
    (3)
  • теория информации
    (3)
  • КИИ
    (2)
  • блог
    (2)
  • война
    (2)
  • вред
    (2)
  • вызов
    (2)
  • достоверность
    (2)
  • информационный ресурс
    (2)
  • искусственный интеллект
    (2)
  • канал утечки информации
    (2)
  • коммунизм
    (2)
  • консциентализм
    (2)
  • концепция
    (2)
  • критическая информационная инфраструктура
    (2)
  • логика
    (2)
  • познание
    (2)
  • природа информации
    (2)
  • разум
    (2)
  • система
    (2)
  • теория познания
    (2)
  • террор
    (2)
  • технические каналы утечки информации
    (2)
  • философия информации
    (2)
  • цифровая экономика
    (2)
  • 187-ФЗ
    (1)
  • COVID-19
    (1)
  • attitude
    (1)
  • being
    (1)
  • category
    (1)
  • connection
    (1)
  • correspondence
    (1)
  • law
    (1)
  • regularity
    (1)
  • Ленин
    (1)
  • НПА
    (1)
  • СССР
    (1)
  • ТКУИ
    (1)
  • ФСТЭК
    (1)
  • антинаука
    (1)
  • антропная система
    (1)
  • аристократия
    (1)
  • банковская безопасность
    (1)
  • безопасность банка
    (1)
  • биометрические данные
    (1)
  • биометрия
    (1)
  • блогеры
    (1)
  • будущее
    (1)
  • бытие
    (1)
  • виды информации
    (1)
  • внешние факторы
    (1)
  • внутренние факторы
    (1)
  • воздействие
    (1)
  • время
    (1)
  • вызовы
    (1)
  • гносеология
    (1)
  • грамота
    (1)
  • диверсия
    (1)
  • длина
    (1)
  • защищенность
    (1)
  • здравый смысл
    (1)
  • информационная революция
    (1)
  • информационная система
    (1)
  • информационное право
    (1)
  • информационный мусор
    (1)
  • информационный объект
    (1)
  • информационный хлам
    (1)
  • источник угроз
    (1)
  • канал
    (1)
  • капитализм
    (1)
  • категорирование
    (1)
  • квазинаука
    (1)
  • конфликт
    (1)
  • культура информационной безопасности
    (1)
  • ложь
    (1)
  • математика
    (1)
  • мера
    (1)
  • методы защиты
    (1)
  • мир
    (1)
  • модель
    (1)
  • модель мира
    (1)
  • настоящее
    (1)
  • научный потенциал
    (1)
  • нечеткие множества
    (1)
  • обеспечение безопасности
    (1)
  • партия
    (1)
  • партократия
    (1)
  • план
    (1)
  • показатели-индикаторы
    (1)
  • правда
    (1)
  • принципы защиты
    (1)
  • продовольственная безопасность
    (1)
  • противоборство
    (1)
  • прошлое
    (1)
  • псевдонаука
    (1)
  • развал
    (1)
  • рассудок
    (1)
  • регуляторы
    (1)
  • религия
    (1)
  • свойства информации
    (1)
  • ситуация
    (1)
  • социальные паразиты
    (1)
  • стоимость
    (1)
  • стратегия
    (1)
  • тайна
    (1)
  • тест
    (1)
  • уровень
    (1)
  • учение
    (1)
  • цена
    (1)
  • ценность
    (1)
  • цивилизация
    (1)
  • экологическая безопасность
    (1)
  • экосистема
    (1)

Сущность философии и искусства

Если переводить термин «философия» дословно, то он означает «любовь к мудрости». Однако если раскрывать суть понятия, то становится понятным, что предметом науки является мышление как главное отличие человека от животных. Философствование идет еще дальше и превращает человеческое мышление в способ, которым можно познавать мир.

Главная цель философии – постижение всего сущего. Она постигает эпоху через мышление, становясь тождественной ей. При этом, не поднимаясь выше своего времени по содержанию, она возвышается над ним по форме, рассказывая об идеальной сущности предметов и явлений.

Если философия узнает мир посредством мыслительной деятельности, то творчество делает это через художественные образы. В этом – их отличие. Оно не имеет никакого отношения к тому, что создали природа или технический прогресс, но основывается на чувстве прекрасного и красоты, оно глубоко субъективно.

Значение искусства в жизни человека велико. Оно выполняет множество функций:

  • воспитательную, помогая сформировать представления о нравственности;
  • познавательную, выступая источником информации о внешнем и внутреннем мире;
  • социальную, призывая людей к общению и взаимодействию;
  • эстетическую через формирование представлений о прекрасном;
  • гедонистическую, позволяя человеку наслаждаться, любуясь произведениями искусства;
  • развлекательную и другие.

Несмотря на то, что философия и искусство показывают мир и человека с его эмоциональными переживаниями с разных точек зрения и разными методами, в них много общего.

Философия и искусство в Средние века

Говоря о средневековом искусстве, мы подразумеваем слияние культурного наследия Римской империи, иконографических традиций и «варварского» искусства Северной Европы. Соединяя в себе столь разносторонние традиции и философию, искусство играло довольно конкретную роль предмета «немой проповеди». Произведения не несли священный характер, а создавались с целью украшения и просвещения.

С точки зрения религии, бытовало мнение, что истинно верующая душа не нуждается в искусстве. Но использовать его для просвещения народа было нужно.

Философия в Средние века, наоборот, зависима от религии и теологии. Основным полем деятельности становится истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство существования Бога. Причем и в этом можно проследить сходство с деятельностью искусства: они оба способствовали просвещению.

Современное понимание искусства и философии

Сегодня в светском обществе оба понятия более независимы от религии и государства.

В ХХ веке искусство начало претендовать на роль философии. По сей день оно не просто остается эстетическим или просветительским атрибутом человеческой жизни, а несет в себе вопросы, на которые каждый зритель может самостоятельно найти ответ. Поэтому многие современные авторы дают аудитории шанс самой поразмышлять над значением произведения, используя множество трактовок одной и той же работы.

С развитием науки и технологий философия стала занимать все меньше и меньше людей. Хотя, в действительности, она бок о бок идет практически со всяким занятием современного человека. Будь то полеты в космос или создание компьютерных игр — во всем можно искать смысл и находить неразрешимые вопросы.

Взаимосвязь философии и искусства

Философия и искусство — два чрезвычайно схожих понятия. Причем одно всегда может дополнять другое. Это связано с интуитивным характером познания, на который опираются оба направления.

И искусство, и философия всегда стремились дать ответы на те вопросы, на которые не всегда найдется единственно верное решение. Их отличие лишь в том, что искусство дает личные, исключительно авторские ответы. Художник, музыкант или писатель показывает свое отношение через работы. В философии же существует гораздо больше вопросов, чем решений. Она подталкивает размышлять и делать выводы, но однозначных ответов никогда не дает.

Оба понятия существует в плотной взаимосвязи. Там, где есть размышления и анализ, практически всегда будет результат в качестве художественного произведения. А там, где есть вывод, найдется повод углубиться в причины его появления.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Философия искусства в XX веке

XX век примечателен в истории философии искусства тем, что начали применяться такие подходы к ее изучению и восприятию:

  • психологический;
  • социологический;
  • мифологический;
  • политический и другие.

Кроме того, именно в эту эпоху искусство становится автономным эстетическим феноменом, имеющим направленность на доставление удовольствия и наслаждения наблюдателям или слушателям. Некоторые философы того времени пришли к выводу, что предметы искусства являются олицетворением чувств, полета воображения художника, за счет чего им свойственна первобытная наивность.

При этом в XX веке оно по-прежнему не отражает реальный внешний вид вещей, которые оно изображает. Оно не морализирует и не стремится соответствовать категоричным правилам или канонам. Эстетическая реальность никак не зависит от внешней. Поэтому исчезает стремление основываться на подражании и все дальше отходит от того, чтобы быть актом познания мира, и становится актом творчества.

Если эпоха Возрождения характеризовалась тем, что живописцы были зеркалами, отражавшими внешний мир, то XX век создает новую, оригинальную реальность, которая может отражать разве что внутренний мир творца.

У произошедшего есть положительная и отрицательная стороны. К первой можно отнести тот факт, что серьезное искусство все больше и больше становится интересным только искушенным знатокам, в то время как большинство людей предпочитает прибегать к искусству как развлечению. Поэтому философы называют это время также «эпохой забвения бытия». Философ Джозеф Кошут даже кратко высказался о том, что оно заменило философское мышление.

Культурологические сходства

Основными примерами культурологического сходства этих мировоззрений являются следующие утверждения.

  • И философия, и искусство обращаются к интуиции как к основному инструменту изучения окружающего мира. Разница лишь в том, что философы берут за основу интеллектуальную интуицию, а деятели искусства — эмпирическую.
  • Обе области базируются на взаимосвязи человека и мира. Именно взаимовлияние и постоянное желание человека быть ближе к остальному миру — основные темы философских трудов и произведений искусства.
  • Из второго пункта вытекает третий: основные вопросы, на которые пытаются ответить философия и искусство — какое место в мире занимает человек и что же собой представляет человеческая сущность.
Like this post? Please share to your friends: