Философия науки: от истории к основным концепциям

Наука: что она собой представляет

Термин наука имеет несколько различных определений.

Во-первых, это область выработки, систематизации и преобразования знаний, система воздействия знания полученного человеком на окружающую среду, способ познания мира.

Во-вторых, наука – это важнейший элемент духовной жизни социума, продукт интеллектуальной и творческой деятельности индивида, наряду с культурой, искусством, образованием.

В-третьих, это система научных дисциплин, представляющих собой отдельные теоретические и практические отрасли знания (математика, биология, социология, химия, информатика и многие другие).

В-четвертых, это общественный институт, в котором научно-исследовательская деятельность принимает устойчивые формы, воспроизводится через специальные лаборатории, университеты, сообщества.

В соответствии с областями научного знания, на сегодняшний день выделяют следующие виды наук:

  1. Естественные – специализируются на познании всех явлений и объектов природы, существующих вне вмешательства человеческого общества. К естественным научным дисциплинам относят: географию, геологию, биологию, астрономию, химию, физику.
  2. Математические – занимаются воспроизводством знаковых систем, которые могут быть применимы на практике, использованы в обществе для решения познавательных и прикладных задач. К математическим наукам относят: информатику, математику, статистику, механику.
  3. Гуманитарные – занимаются познанием различных областей жизни социума (экономика, культурология, правоведение, социология, религиоведение, политология), изучают отдельных людей и крупные социальные общности в их прошлом, настоящем и будущем (психология, педагогика, этнография, история, философия).

Научное познание, представляющее собой особый вид познавательной деятельности, существенно отличается от всех других способов познания окружающего мира следующими характеристиками:

  • объективностью – все знания, полученные методами научного исследования объективны, не зависят от субъективного мнения и представлений человека, его пристрастий и интересов;
  • системностью – все отдельные знания, полученные различными методами и в различное время, не обособлены друг от друга, а наоборот, обобщены, приведены в определенный порядок, объединены в единую систему;
  • доказуемостью – знания могут быть проверены на практике, в том числе с применением специальных материальных средств и технического оборудования, подтверждены различными законами, теориями;
  • прикладным характером – большинство результатов познания, полученных с помощью научного метода, применимы на практике, в отдельных отраслях производства и сферах жизни общества.

 

Предмет и основные проблемы философии.

Термин “философия” происходит от греческих слов “philia” (любовь) и “sophia” (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в 6 веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала), – это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить достойно и разумно, подчас вопреки жестокости и безумию своего исторического времени? Что ему ведомо в отличие от других людей? Здесь и начинается собственно философская сфера: мудрец-философ ведает о вечных проблемах человеческого бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится найти на них обоснованные ответы.

С этих позиций философию можно определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия. К таким вечным проблемам можно отнести вопрос о первоначалах бытия, о возможности достижения истины в их познании, о сущности добра, красоты и справедливости, о происхождении и назначении человека. “Кто мы? Откуда? Куда мы идем?” – такой вариант формулировок вечных проблем предложил христианский мыслитель Григорий Богослов. “Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеться?” – таковы краеугольные вопросы философии по мысли великого немецкого философа И.Канта. Центральной же проблемой, вокруг которой концентрируются все другие вечные проблемы философии, есть вопрос о смысле индивидуального существования, ибо именно знание смысла собственной жизни делает человека мудрецом – хозяином собственной судьбы и разумным участником жизни мирового целого.

При этом истинный мудрец понимает, что вечные проблемы бытия – на то и вечные, что не имеют исчерпывающих, раз и навсегда данных решений. Чем глубже и тоньше данный ответ, тем больше новых вопросов ставит он перед свободной и творческой человеческой мыслью. Стремление к мудрости, любовь к самому процессу ее обретения – пожалуй, именно это является главным делом жизни мудреца-философа, который – в отличие от самодовольного глупца – знает о своем незнании, а потому и не утрачивает воли к бесконечному совершенствованию. “Ученое незнание” – вот еще одно возможное определение философии, если воспользоваться выражением мыслителя эпохи Возрождения Николая Кузанского.

Последовательно размышляя над вечными проблемами, философ-мудрец формирует “мировоззрение”. Мировоззрение есть система взглядов на мир, на человека и, самое главное, на отношение человека к миру. Отсюда не будет ошибкой дать еще одно определение философии, которое было особенно популярно у русских философов (С.Л.Франк, П.А.Флоренский и т.д.): философия есть учение о цельном мировоззрении.

В отличие от науки, религии и искусства, которые также формируют определенную систему мировоззрения, философское мировоззрение обладает рядом отличительных черт.

↑ Модели развития научного знания

Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.

Наименование модели Её содержание
Постепенное развитие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
Развитие науки через научные революции Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*».
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
Развитие через интеграцию научного знания Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук

Парадигма* (от гр.  — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Наука как важная сфера человеческой деятельности в современном обществе

Трудно переоценить роль науки в обществе, ведь она выполняет в нем множество значимых функций:

  1. Формирует мировоззрение человека- помогает личности создать целостное объективное представление об окружающем мире, себе самом, осознать взаимозависимость различных процессов и явлений в природе.
  2. Позволяет индивиду получать, накапливать, систематизировать знания об окружающем пространстве. Создавать на основе этих знаний теории, гипотезы, учения, философию и другие формы производства научного знания.
  3. Упрощает жизнь человека, через создание различных научно-технических изобретений, активно используемых людьми в быту и на производстве. Токарный станок, двигатель внутреннего сгорания, огнестрельное оружие, лампочка электрического накаливания, электрогенератор, газовая турбина- все это величайшие изобретения ученых, которые изменили ход истории, вывели человечество на новый этап развития.
  4. Помогает прогнозировать будущие события, на основе анализа определенных фактов, процессов, явлений настоящего и прошлого.

 

↑ Классификации наук

Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.

Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.

Прикладные науки – это отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике.

Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли – возрастная, клиническая, семейная, юридическая – прикладными.

Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:

  • естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);
  • общественные или науки о человеке (гуманитарные: история, педагогика, психология, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);
  • технические – науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностроение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).

Данная классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отнести ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам. Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и в тоже время мировоззрения – взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной и естественной наукой.

История развития науки

Все виды современных наук возникли не сразу, на их становление и развитие потребовались сотни и даже тысячи лет. В Древнем мире в эволюцию научного знания наиболее существенный вклад внесла Древняя Греция. Именно здесь зародилась история, философия, риторика, медицина, математика, были открыты многие законы физики. Достойным приемником Древней Греции стало Древнеримское государство, в котором впервые возникла юриспруденция, были заложены основы правоведения. Сократ, Пифагор, Геродот, Аристотель, Гиппократ, Платон, Архимед и многие другие известные античные ученые внесли неоценимый вклад в развитие человечества.

Развитие науки в Средние века приостановилось, так как средневековая религия не терпела многих форм и способов познавательной деятельности (к примеру, было запрещено вскрытие умерших людей, что было необходимо для становления медицины). Влияние религии на науку было настолько велико, что средневековые люди долгое время считали Землю центром Вселенной, верили, что Солнце вращается вокруг оси Земли, а она в свою очередь, всегда остается неподвижной.

Наука Нового времени соединила в себе теоретическое и эмпирическое (практическое) знание, а Великие Географические открытия стали катализатором для дальнейшего развития географии, астрономии. Влияние религии на общество все больше и больше ослабевало, а обмирщение человеческого сознания способствовало расцвету научно-образовательной деятельности. В конце 18- начале 19 века из науки окончательно выделяются отдельные самостоятельные области знаний, с собственной терминологией, методами исследования.

В последней четверти 19- первой половине 20 века происходит всемирная научная революция, благодаря которой получает широкое распространение образование, происходит коренной переворот в развитии транспорта и техники. Научно-технический прогресс запускает первые в мире электростанции, создает новые средства связи – телеграф, телефон и радио, уничтожает территориальные барьеры,связывая разные страны сетью железных дорог. Сложно себе представить, как выглядело бы современное общество, без Алессандро Вольты, Дмитрия Менделеева, Вильгельма Рентгена, Пьера Кюри и Марии Склодовской-Кюри, Альберта Эйнштейна и многих других выдающихся ученых, внесших неоценимый вклад в развитие человеческого общества.

Вторая половина 20- начало 21 века стало периодом интеграции науки и производства, политики, образования, культуры. А с появлением интернета, научные знания стали доступны не только избранным кругам, но и получили широкое распространение во всех обществах мира.

 

↑ Понятие “наука”

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Структурные элементы науки:

  • Социальный институт со своей структурой и функциями. Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, ВУЗЫ, академические институты, Академия наук РФ и др.)
  • Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
  • Общность людей, научное сообщество
  • Отрасль духовного производства: система научных исследований; опытно-конструкторские изыскания 

Основная продукция: понятия, законы, теории.

Результатом научной деятельности является формирование научной картины мира, те. представление или «образ» мира, основанный на достижениях различных наук.

Наука – “сама себе философия” (О. Конт)

Огюст Конт – французский философ первой половины XIX в., один из основоположников позитивизма и социологии. Он исходил из того, что единственным источником подлинного знания является система частных наук, которые только и могут дать “общими усилиями” позитивный, положительный (т.е. данный, фактический, несомненный) материал.

О. Конт полагал, что “наука – сама себе философия” и что “метафизика” (т.е. философия) как учение о сущности явлений, об их началах и причинах должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия.

Последнюю он мыслил как синтез, “совокупность общих научных положений” всего обширного положительного естественно-научного и социального материала. Вот почему созданная Контом философия называлась позитивной (положительной). Поиски же первых или последних причин Конт считает “абсолютно недоступным и бессмысленным” занятием.

Применяя принцип историзма, т.е. полагая, что “ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей”, Конт показывает, что человечество пришло к позитивной философии в ходе развития его ума. В этой связи он выделяет три основных стадии (состояния) интеллектуальной (теоретической) эволюции человечества.

В первом, теологическом (или фиктивном), состоянии человеческий дух объясняет природу вещей воздействием многочисленных сверхъестественных факторов. Во втором, метафизическом (или абстрактном), состоянии сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями (“олицетворенными абстракциями”), с помощью которых и объясняются все наблюдаемые явления. В третьем, научном (или положительном), состоянии человек стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений. При этом необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений.

Прохождение трех указанных состояний (стадий) Конт называет главным, основным законом развития человеческого ума в различных сферах его деятельности. Исходя из этого общего закона, он определяет истинную природу положительной философии. Эта природа (т.е. основная характеристическая черта последней) состоит, по его мнению, в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех познавательных усилий. В качестве примера Конт приводит ньютоновские законы тяготения (“чудная теория” Ньютона), с помощью которых объясняются все общие явления вселенной.

Указывая на “разъедающее влияние” специализации научного труда, Конт выводит отсюда необходимость “новой науки” (т.е. положительной философии), которая и призвана к тому, чтобы “предупредить разрозненность человеческих понятий”. Говоря о пользе и о назначении положительной философии в общей системе частных наук, Конт указывает на четыре ее основных свойства.

Во-первых, изучение этой философии дает единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума, к отысканию которых, как считает Конт, применялись малопригодные средства.

Во-вторых, прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности. Особенно важным Конт считает глубокое освоение того, что составляет суть частных наук – их главные методы и наиболее важные результаты.

В-третьих, специальное изучение общих выводов наук в их целом способствует прогрессу отдельных положительных наук.

В-четвертых, важнейшее свойство положительной философии состоит в том, что ее можно считать единственной прочной основой общественного преобразования.

Методы научного познания

Для получения объективных, достоверных знаний, наука использует следующие методы:

  1. Научное наблюдение – это познание окружающей действительности через восприятие свойств определенных предметов или явлений, с использованием различных технических средств, знаний и опыта исследователя.

Пример. Такой метод наблюдения использует криминалистика. Ученый-криминалист собирает информацию о преступнике в том числе и через наблюдаемую обстановку на месте совершения преступления. Он рассматривает отдельные предметы, орудие убийства, биологические следы оставленные преступником (капли крови, волосы, отпечатки пальцев), что помогает в дальнейшем криминалисту раскрыть личность правонарушителя, установить причинно-следственные связи совершения преступления.

  1. Научный эксперимент – исследование определенного процесса или явления путем создания специальных условий, необходимых для проведения данного опыта. Условия создаются искусственно и контролируются исследователем, вся процедура фиксируется (письменно, в виде аудио или видеозаписи), чтобы другие ученые имели возможность воссоздать аналогичную обстановку, провести аналогичный опыт.

Пример. Известный ученый Исаак Ньютон провел эксперимент по разложению света на цвета. Сначала он закрыл оконные ставни, предварительно проделав в них пробоину для проникновения светового луча. Затем он расположил на пути луча стеклянную призму, за которой стоял экран. Радуга, наблюдаемая на стеклянной призме, разложилась на отдельные потоки цвета, данный эксперимент получил название «дисперсия цвета».

  1. Научный синтез – это процесс мысленного объединения обособленных частей, элементов, свойств предмета или явления в одно целое.

Пример. Астроном сначала изучает отдельно различные планеты, спутники и другие небесные тела, а затем объединяет их в одно целое – единую солнечную систему нашей вселенной.

  1. Анализ – процесс познания, в котором исследуемый объект разделяется на составные части, элементы, признаки, для их детального изучения.

Пример. Школьный психолог, с целью выяснения психологической обстановки в классе проводит исследование. Он изучает взаимоотношения между всеми учащимися в классе, взаимоотношения между учениками и учителями, отношения в группах по интересам (входящих в состав данного класса). Кроме того, психолог определяет лидера класса и аутсайдеров (учащихся пользующихся наименьшей популярностью в классе).

  1. Моделирование – как научный метод представляет собой построение специального макета объекта исследования, на котором проводится ряд экспериментов, осуществляется познание этого объекта.

Пример. Неподалеку от Женевы в 2008 году был построен адронный коллайдер – ускоритель заряженных частиц. Эта огромная модель была создана учеными разных стран для проведения ряда физических экспериментов.

  1. Индукция – метод научного обобщения, заключающийся в подведении общих выводов из отдельных частных фактов. Индукция основывается на логическом мышлении, благодаря которому исследователь признает взаимосвязь всех явлений в природе, в человеческом обществе.

Пример. Выявив, что за текущий год в стране значительно упали объемы продаж мебели, бытовой и компьютерной техники, одежды, мяса – экономисты пришли к выводу, что уровень жизни населения снизился.

  1. Дедукция- метод рассуждения, заключающийся в выведении новых частных положений на основе предыдущих общих выводов.

Пример. Зная, что класс млекопитающих включает в себя животных, вскармливающих молоком своих детенышей, мы можем сделать вывод что кабан, лось, зубр, сибирская косуля, пятнистый олень – кормят своих детенышей молоком, так как все они относятся к этому классу.

 

↑ Функции науки

Функция Характеристика
культурно-мировоззренческая Формирование мировоззрения человека, создание научной картины мира.В современном мире человеку доступны неограниченные знания об окружающем мире и безмерный опыт предшествующих поколений. Информационное общество способствует всестороннему развитию личности и расширению границ мировоззрения.
познавательно-объяснительная Открытие и объяснение различных явлений и процессов.Наука призвана изучать и исследовать окружающий мир, его закономерности и процессы. Получая новые знания, и перерабатывая их, ученые создают научные положения и теории, которые подвергаются проверкам и доказательствам, тем самым объясняя происходящее и сущность существующего мира.
прогностическая Прогнозирование развития общества, природы.На основе уже приобретенных теоретических представлений о состоянии явлений и процессов, происходящих в мире, и выявленных закономерностей ученые способны составлять научные прогнозы на будущее, например, прогноз погоды, климатических изменений, предвидение каких-либо социальных явлений и т. п.
социальная Социальное прогнозирование, управление общественными процессами, конструирование сложных социальных объектов.С развитием науки меняется и картина мира, само общество. Так, еще 30 лет назад невозможно было представить наличие у каждого сотового телефона, компьютера, автомобиля. На сегодняшний день эти предметы стали необходимостью для людей современного общества.
производственная Разработка и внедрение новых технологий.Способствуя развитию техники и новых научных открытий, наука становится мощной производительной силой, посредством которой теоретические научные знания материализуются – появляются новые технологии, оборудование, средства связи, вакцины и т. д.

Like this post? Please share to your friends: