Введение
Как и религия и искусство, философия родилась из мифологии. Философия – одна из древнейших областей знаний, духовной культуры. Все феномены культурной жизни растут на почве мировоззрения. Философия как система теоретико-сознательных (продуманных, проанализированных) элементов мировоззрения занимает в культуре еще большее место, чем просто мировоззрение.
Философия – это свободное мышление и поиск истины.
Философия – это учение о мире и месте человека в нем, наука о всеобщих науках естественного и социального развития. С его помощью мировоззрение становится сильно обобщенным и теоретическим, а развитое мировоззрение позволяет лучше понять философские вопросы.
Философия является теоретической основой культуры и в то же время ее, культуры, высшим реализованным выражением. Не случайно Гегель, а в его честь Карл Маркс, назвал философию “цветком культуры нации”.
Появление философии было восстанием человеческой мысли против мифологического способа объяснения реальности, основанного на вере в мифы. В то время как философия вначале была отделена от мифологии, ее дальнейшее развитие приводит к ее отделению от науки.
Целью данной работы является рассмотрение философии как формы интеллектуальной культуры.
Цель:
Изучить состояние и роль философии в современной культуре, – изучить концепцию мировоззрения, его структуру и функции, – проанализировать предмет, методы и функции философии.
Роль философии в развитии и жизни людей и обществ
Роль философии в развитии и жизни человека и общества философия через свою цель стремится проникнуть в суть мироздания и в его поисках граничит со всеми областями науки и искусства, с религией, помогая человеку познать мир и самого себя. Современная философия получила новую форму, расширив все ее основные функции и придав им актуальное творческое и практическое содержание. Основными достижениями современной философии являются цивилизованный подход к анализу социальных явлений и принцип мировоззрения, содержанием которого является понимание мира в связи с вовлечением человека как сознательного — активного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда была ведущей, и в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.
Современный мир отходит от капитализма и социализма, но необходимо сохранить все позитивное, созданное людьми на предыдущих этапах социального развития, и обогатить их анализом новых реалий жизни.
Человек, как мыслящая материя, все больше осознает себя как активный фактор социальной и природной среды, окружающей его, всего бытия в масштабах Вселенной. Это определяет представление о человеке как сознательном участнике мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на передний план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Все большее значение приобретает его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегуляции психической сферы, овладение знаниями о функционировании интеллекта, установление контроля над результатами своей деятельности.
Зарождающийся современный научный взгляд на мир также включает в себя достижения технических наук, которые в настоящее время обеспечивают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологий и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно-технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно знаменует появление новой формы философской мысли — современной философии. Освоение современной философской культуры повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет выработать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.
Переход человечества к качественно новому витку развития социальных, духовных, культурных отношений — это на сегодняшний день лишь реальная возможность его выхода из глобального кризиса, но далекая от реализации. Трудности и опасности в реализации этой задачи исходят, прежде всего, от самого человека: низкий уровень сознания, непонимание обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений при их взаимодействии как специфических элементов единого мирового бытия. Человечество должно в полной мере овладеть достижениями духовной культуры, науки разумного управления и регулирования мировых процессов. Эта задача не может быть решена вне рамок современных философских знаний мира.
Философия — это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, а сама по себе оказывает активное влияние на развитие науки.
Философия — это не наука, это мировоззрение (особый вид мировоззрения, отличный от, например, религиозно-мифологического).
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Право как элемент духовной структуры общества
- Причинность и целесообразность
- Философия неоконсерватизма
- Классы как историческая реальность
- Теория истины
- Теория революционного преобразования общества
- «Москва — третий Рим» (Филофей) — Суть концепции
- Гуманистическая концепция человека
- Пьер Абеляр, средневековый французский философ-схоласт
- Начало философии в китае: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм
Список литературы
- Берков В. Ф. Философия и методология науки – М., МИР+, 2013.
- История философии под ред. С. П. Кулика. – М., Владос, 2012.
- Мартынов М.Г., Кравченко Л. Г. Философия. Учебное пособие. – М., 2013.
- Спиркин А.Г. Основы философии. Учебник. М., 2015.
- Философский энциклопедический словарь. – М.,МИР+, 2010.
- Чуешов В.И. Таркан И.И. Философия – М., Перспектива, 2010.
- Фролов Введение в философию. Книга в двух частях. М., 2010..
- Философия под.ред. Я. С. Яскевич – М., Спектр, 2013.
- Философия под ред. Ю.А. Харина – М., СПЕКТР, 2013.
- Яскевич Я. С. Философия в вопросах и ответах. – М., МИР+, 2014.
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице “что такое реферат и как его сделать” я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
- Мифология как тип мировоззрения. Мифология в XIX в. и в XX в
- Религия как тип мировоззрения. Сравнительный анализ католицизма, православия, протестантизма
- Экзистенциализм как основное направление западной философии ХХ века
- Общее и особенное в этических принципах буддийской и конфуцианской этики
- Структура социологического знания
- О. Конт и его позитивная социология
- Перспективный анализ макроэкономических показателей России
- Теория, организация и технология аудиторской деятельности
- Эволюция денег и их виды
- Особенности налично-денежного обращения
- Безналичный денежный оборот как часть совокупного оборота денег
- Восточные славяне: хозяйственная жизнь, социальный строй, религия
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
- Рефераты МГУ
- Рефераты МФТИ
- Рефераты НИЯУ МИФИ
- Рефераты НИУ ВШЭ
- Рефераты СПбГУ
- Рефераты МГИМО
- Рефераты МГТУ
- Рефераты ТПУ
- Рефераты СПбПУ
- Рефераты УрФУ
- Рефераты ТГУ
- Рефераты КФУ
- Рефераты ФУпПРФ
- Рефераты РЭУ
- Рефераты НИТУ МИСиС
- Рефераты СФУ
- Рефераты РГУ нефти и газа
- Рефераты НИУ МЭИ
- Рефераты ИТМО
- Рефераты МГМУ
- Рефераты РУДН
- Рефераты НГТУ
- Рефераты РНИМУ
- Рефераты МГЛУ
- Рефераты ЮФУ
- Рефераты ННГУ
- Рефераты МАИ
- Рефераты СПбГЭУ
- Рефераты ВАВТ
- Рефераты СНИУ
- Рефераты КГМУ
- Рефераты ДВФУ
- Рефераты МГЮА
- Рефераты СПбГУТ
- Рефераты КГАСУ
- Рефераты ПГУТИ
- Рефераты ТюмГУ
- Рефераты КемГИК
- Рефераты СПбУТУиЭ
- Рефераты ЯГСХА
- Рефераты МПГУ
- Рефераты ИГАУ
- Рефераты УГПС МЧС
- Рефераты СПбГАСУ
- Рефераты СГМУ
- Рефераты СГУ
- Рефераты СГЮА
- Рефераты ТУСУР
- Рефераты РПА
- Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
- Рефераты УрГЭУ
- Рефераты ДГТУ
- Рефераты ЧелГУ
- Рефераты ВГУ
- Рефераты ТулГУ
- Рефераты ЮЗГУ
- Рефераты НГПУ
- Рефераты ОГУ
- Рефераты ТГПУ
- Рефераты УПП
- Рефераты УдГУ
- Рефераты РГУП
- Рефераты УГНТУ
- Рефераты МГППУ
- Рефераты ГУАП
- Рефераты ВГУЭС
- Рефераты РГЭУ (РИНХ)
- Рефераты ВятГУ
Объект и структура философских знаний
Проблема связи между мыслью и бытием лежит в основе философских теорий. Основные аспекты этой проблемы позволяют понять объект и структуру философии.
Что является объектом философии как таковой, без сравнения с наукой, искусством и политикой? Она исторически изменилась в тесной связи с развитием всех аспектов интеллектуальной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли.
Рождение философии исторически совпадает с появлением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретических исследованиях. Сама философия возникла как первая историческая форма теоретических знаний. Первоначально философия ответила на вопросы, которые уже были подняты мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов уже отличался и основывался на теоретическом анализе этих вопросов в соответствии с логикой и практикой.
Первые мыслители древности в основном пытались понять происхождение различных природных явлений. Но в это время начинается разделение между различными областями зарождающегося знания. Отличная математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление и обогащение собственных философских концепций, возникали различные философские теории и направления. Философские дисциплины формировались как онтология, доктрина бытия или сущность всего сущего; гносеология, теория познания; логика, наука о формах правильного, т.е. последовательного, непротиворечивого, доказуемого мышления; философия истории; этика; эстетика.
С эпохи Возрождения, и особенно в XVII-XVIII веках, процесс разделения философии и специальных наук происходит несколько быстрее. Механика, физика, затем химия, биология, юриспруденция, политэкономика становятся самостоятельными отраслями научного знания. Это прогрессивное разделение труда в области научного знания качественно меняет роль и место философии в системе наук, ее отношение к частным наукам. Философия уже не занимается особыми проблемами механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а находит свою сферу проблем. Он исследует чрезвычайно общие характеристики как самого человека, так и условий его жизни и мира, в котором он живет.
Объект философии охватывает универсальное в материальном существе и универсальное, характеризующее целостное бытие человека. Но объект философии еще больше отличается от объекта частных наук, изучающих материальное существо и человека, тем, что представляет собой особое отношение человека к миру, мира к человеку.
Философия — это знание мира и отношения к нему человека. Проблемы философии проецируются на всеобщее в системе «мир — человек», которая является объектом философского знания. Они сами по себе являются универсальными, ограничивающими — ограничивающими для сущности человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Нет более широких проблем, чем проблемы мировоззрения (с точки зрения их значимости для человеческой деятельности).
Философские проблемы, непосредственно связанные с основными вопросами человеческого бытия, являются непреложными и вечными, более того, часто предлагаются «вечные и незыблемые» решения этих проблем. Но так же, как все живое развивается в непрерывном процессе самообновления своих базовых форм, так и «вечные» философские проблемы находят свою жизнь в постоянном воспроизводстве своих решений на основе новых достижений в реальных знаниях и изменений в общественной жизни человека.
Главный способ решения философских проблем — теоретическое мышление, основанное на всем опыте человека, на достижениях всех наук и культуры в целом.
2. Понятие мировоззрения, его структура и функции
В систему человеческих знаний термин «мировззрение» был введен немецким философом И. Кантом. В наипростейшем понимании Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Это система взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем. Мировоззрение – способ духовно- практического освоения мира человеком в его теоретическом и практическом отношении к действительности.6
В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы.
Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и место в нем человека.
Ценности – Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума.
Идеалы – Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели. Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей мира и своего места в нем.
Основные функции мировоззрения:
миропонимания, – мировосприятия, – мироотношения.
Миропонимание – картина мира. Оно может строится на уровне обыденного сознания или на теоретическом уровне.
Мировосприятие – это эмоциональные предпочтения, верования, специфические психологические представления человека о мире и своем месте в нем.
Мироотношение – Это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию жизненным важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.
Есть три типа мировоззрения: — обыденное, – религиозное, – и философское.
Обыденное мировоззрение – порождается непосредственно условиями жизни и передающимися из поколения в поколение опытом людей.
Религиозное мировоззрение – дает неадекватную картину мира, связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме.
9 стр., 4130 слов
«Мировоззрение — ядро философии. Структура мировоззрения»
… утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки. У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор. … «Что такое мир?». Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные науки, хотя безусловно опирается на данные всех наук. Философия рассматривает мир во- первых, …
В философском мировоззрении – теоретически обобщаются опыт духовного и практического освоения мира.
Заключение
Суть философии состоит в том, что истины устанавливаются и доказываются на основе логического рассуждения, т.е. чисто ментальным путем, без непосредственной проверки на опыте. Философия – это искусство получения истинного знания посредством разума, логики, дедукции.
Философия тогда была той формой культуры, в которой теоретическая мысль впервые начала развиваться.
Вопросы, которыми занималась и занимается философия, многочисленны и разнообразны. Но есть нечто общее, что характеризует все проблемы, которые становятся объектом внимания философов.
В каждой проблеме главная задача философии – прояснить исходные значения (убеждения, предложения, принципы), природу вещей и явлений. Наиболее общие из этих значений лежат в сфере культурных основ и представляют собой философские категории, на которых базируется все человеческое знание реальности. Они направляют людей в их восприятии и понимании всего, с чем они сталкиваются в своей жизни.
Философия стремится объяснить – то есть раскрыть, выявить, проанализировать – содержание этих категорий и представить их в связной форме. Философские категории – это продукты логико-концептуальной формулировки основ культуры.
Основным методом философской мысли является рефлексия (внутреннее познание) как критический анализ установок человеческого сознания и поведения с целью постижения основ культуры.
Изучая культурно-обусловленное содержание человеческого сознания, философия имеет возможность сделать выводы и о реальности, отраженной в сознании: Чувства, желания, идеалы, фантазии, верования и предрассудки, связанные с культурными традициями, жизненным опытом, индивидуальными чертами личности.
Поэтому философия строит свои суждения о реальности на более широком и неоднородном материале, чем наука. В то же время, она распознает реальность через призму отношения к ней со стороны человека, сформировавшегося в определенную историческую эпоху и у определенных групп людей.