Философия: связь с мифом, искусством и наукой

Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты - философия и наука

Введение

Чтобы понять суть какого-либо явления, важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от более поздних, зрелых. Конкретные люди приходят к философским размышлениям разными путями

Но есть и путь, по которому человечество когда-то пришло к философии. Чтобы раскрыть специфику философии, важно, хотя бы в общих чертах, представить этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному мировоззрению как предпосылке философии. В отличие от мифологии и религии, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на силу разума, на его способность научно исследовать действительность, в результате чего она становится основой научного мировоззрения.

Религия, как и философия, является мировоззрением, хотя и специфическим, и в то же время включает в себя определенное поведение и поступки, которые основаны на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является “священным”, сверхъестественным, неподвластным пониманию человеческого разума.

“…Всякая религия, – отмечал Ф. Энгельс, – есть не что иное, как фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных”.

Религия появляется в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и его противостоянием окружающей действительности. Долгое время считалось, что религия – это продукт невежества первобытного человека, который не знал законов природы и испытывал страх перед неизвестным. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, требующее поклонения. Если говорить более конкретно, то представления первобытных народов о духах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море и огонь, звезды и ветер и т.д. Следует иметь в виду, что создание человеком мифов было его первым шагом на пути к творчеству и познанию самого себя.

Этим объясняется возникновение политеистических религиозных систем, в которых многие боги олицетворяют различные природные стихии, например, бог грома и молнии принимался за верховное божество древними греками (Зевс), римлянами (Юпитер), древними славянами (Перун).

Философия религии в системе знаний

Как уже было упомянуто, Кимелев делил все понятие на две основные части — философское религиоведение и философскую теологию. Кстати, не все религиоведы считают такого рода теологию (иные названия — «естественная теология», «религиозная метафизика», «христианская философия» и др.) полноправной формой философии, так как ответ на вопрос «может ли богослов быть философом?» неоднозначен. Большинство все же склоняется к возможности сосуществования этих черт в человеке.

Существуют смежные с философией религии дисциплины:

  • религиоведение;
  • история религии;
  • религиозная философия;
  • теология.

Переплетение философии и религии в общей научной дисциплине положило начало возникновению многих междисциплинарных учений. Так, например, возникли философия науки и политическая философия. Также такого рода переплетение стало чаще встречаться в других областях философии и психологии. В экзистенциальных исследованиях это можно легко проследить.

Религия

Консервативный менталитет и медленное развитие, присущие идеологии города-государства, означали, что клановые и семейные культы надолго сохранились в религии. О благополучии домашнего хозяйства заботились Пенаты, божества провизии и пищи, а покровителями всей семьи и хозяйства в целом были Лары. У каждого члена семьи был свой особый дух — дух-хранитель (женский дух-хранитель назывался Юнона), который появлялся при рождении и исчезал со смертью человека. Гений отца семейства был семейным божеством, и ему поклонялись все домочадцы.

Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно было заботиться. Римляне верили, что мертвые живут в том месте, где их похоронили, и что у них такая же потребность в пище, как и у «живых». Если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живых и становились злобными и мстительными лемурами Культ семьи был одним из самых важных и почитаемых в римской религии.

Сословные и семейные культы развились в государственный культ вокруг богини Весты, хранительницы очага и священного огня. Весте поклонялись как покровительнице гражданской общины и ее благополучия, а вечный огонь, горевший на ее алтаре, олицетворял вечность Рима.

Древним и почитаемым был культ богов, воплощавший различные аспекты сельского хозяйства, основного занятия римлян. Древнейший римский бог Марс первоначально изображался как метающий копья защитник стад и всего гражданского коллектива от врагов. Богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством изобилия и плодородия природы. Существовал бог сева — Сатурн, бог жатвы — Коун. Культ крестьянских богов связан со многими религиозными праздниками римлян.

В V веке до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом облике. На формирование римского пантеона большое влияние оказала этрусская религия. От этрусков римляне заимствовали, например, Юнону — этрусскую Уни, Минерву — этрусского Менрву, вероятно, бога Вулкана и т.д., а также некоторые ритуальные действия, систему гадания на внутренностях животных. Первый римский храм на Капитолии был построен по этрусскому образцу.

Начиная с III века до н.э., греческая религия начала оказывать очень сильное влияние на римскую. Римляне отождествляли своих абстрактных богов с греческими богами. Так, Юпитер отождествлялся с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Гера, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и так далее. Среди многочисленных римских богов под влиянием греческих религиозных идей выделялись главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии, Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня всего и плодородия, Вулкан — бог огня и ковки, Церера — богиня растительности, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путешественников и торговли, Нептун — бог моря, Диана — богиня луны.

Олимпийские боги считались покровителями римского содружества, им поклонялись патриции. Плебеи особенно поклонялись Церере, Либере-Просерпине, богине растительности и подземного мира, и Либеру, богу вина и веселья.

Римский пантеон никогда не оставался закрытым и включал в себя иноземные божества. Считалось, что эти чужеземные божества оказывали большое влияние на власть римлян. Таким образом, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а к концу третьего века до нашей эры из Фригии было привнесено поклонение Великой Матери Богов.

Сущность философии и религии

Исторически религия существовала в форме мифа раньше философии, а с появлением последней, которая стала занимать ту же область знания, что и религия, их взаимоотношения приняли форму спора. Прежде всего, необходимо дать четкое определение терминам религия и философия.

Религию следует рассматривать как важнейший атрибут любого общества, а именно как систему ценностей конкретного общества, которая определяет вероятные цели его развития и опосредует конкретную деятельность личности и общества в соответствии с предназначением этой системы. В этом случае связь между ценностями, принятыми в конкретном обществе, и целями, обуславливающими идею общественного развития, выраженную в той или иной идеологии, наиболее прямая.

Слово “религия” означает “связывать”, “соединять”, что можно понимать как связь человека с высшими силами, с Богом. Религия обычно понимается как совокупность взглядов и идей, система верований и ритуалов. Религия – это “мировоззрение, понимание мира, мироощущение, а также связанное с ним поведение человека и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, формулируемой в зрелых формах религии как Бог, божество.

Религия оказывает значительное влияние на мировоззрение, она придает смысл социальным реалиям и формирует убеждения о причинах и целях мира и общества. В качестве существенных мировоззренческих аспектов выделим онтологический, гносеологический, аксиологический и праксиологический. Совершенно очевидно, что эти аспекты взаимозависимы как части целого. Деятельность зависит от ценностных ориентаций, которые, в свою очередь, определяются отношением к бытию и представлениями о его познаваемости. Однако на систему ценностей, а значит, на онтологические и эпистемологические аспекты мировоззрения, влияет и деятельностная сторона социальной жизни. Более того, нельзя отрицать влияние теоретических концепций, формирующих онтологические и эпистемологические мировоззренческие аспекты, на системы ценностей и социальное действие. Взаимное влияние онтологии и эпистемологии в теоретическом понимании реальности также неоспоримо

И важно подчеркнуть, что все основные аспекты выбранного нами мировоззрения зависят от цели, определяющей смысловое понимание сущности бытия и возможностей его понимания, а также ценностных ориентаций деятельности

Таким образом, религии как основные факторы, способствующие формированию различных мировоззрений, могут быть справедливо интерпретированы как системы ценностей, влияющие на мировоззрение и задающие ориентиры общественного развития.

Философия – это “особая форма познания мира, которая вырабатывает систему знаний об основных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих существенных чертах отношений человека к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях”. Философия стремится создать рациональными средствами максимально обобщенную картину мира и места человека в нем.

Традиционно философия определяется как изучение первопричин и начал всего сущего – универсальных принципов, в рамках которых существуют и изменяются бытие и мышление, задуманный космос и задуманный разум. В традиционной философии мыслимое функционирует как бытие, одна из основных философских категорий. Бытие включает в себя не только реально происходящие процессы, но и мыслительные возможности

Поскольку мыслимое неизмеримо в своей конкретности, философы концентрируют свое внимание прежде всего на изначальных, наиболее общих понятиях, категориях. Эти категории различны в разные эпохи и для разных философских направлений (поэтому Гегель определял философию как “современную эпоху, схваченную в мысли”)

Философия включает такие разнообразные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и т.д., которые задают такие вопросы, как “Существует ли Бог?”, “Возможно ли объективное знание?”, “Что делает то или иное действие правильным или неправильным?”. Основным методом философии является построение выводов, оценивающих конкретные аргументы по таким вопросам. В этом отношении не существует четких границ и единой методологии философии. Существуют также споры о том, что следует считать философией, и фактическое определение философии варьируется среди многих философских школ.

Корни религиозного мировоззрения имеют различную природу.

Социальные корни связаны с условиями общественного существования человека. Они выражают зависимость человека от господствующих на данном историческом этапе общественных отношений, из которых он не может вырваться самостоятельно, с помощью только собственных сил.

Гносеологические корни связаны с определенным уровнем развития человеческого сознания, появлением абстрактного мышления, которое таит в себе возможность отрыва мысли от реальности. Человек учится фантазировать, представляя в своих фантазиях даже то, чего не существует в реальности. Кроме того, возникновение религии связано с недостаточностью накопленных к тому времени знаний, что лишало его возможности рационально объяснить многие природные явления и процессы.

Психологические корни связаны с тем, что человек во многих случаях своей жизни был бессилен перед природой, что вызывало страх перед ее необъяснимыми силами, побуждая его искать средства, с помощью которых он мог бы им противостоять. Еще древние мыслители говорили, что страх породил богов. Но было бы неправильно преувеличивать роль страха и других негативных эмоций в формировании религиозных верований. Фейербах заметил, что “для объяснения религии необходимо взять не только отрицательные, но и положительные мотивы, не только невежество и страх, но и противоположные страху чувства – положительные чувства радости, благодарности, любви и благоговения”.

Основные функции религии

Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому-либо одному элементу и не могут быть рассмотрены вне связи этих элементов, а их связь осуществляется, прежде всего, в процессе функционирования. Как подсистема общества, религия занимает в нем различные, меняющиеся в ходе истории места и выполняет, в соответствии с конкретной исторической ситуацией, определенные функции:

Мировоззренческая функция

Религиозное мировоззрение задает систему координат, в рамках которой осмысливается мир, общество и человек, придает смысл и цель жизни. Придание смысла существованию человека дает верующему возможность освободиться от ограничений существования, сохранить надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий, несчастий и т.д.

Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие человека перед лицом обстоятельств. Давление необходимости и ограниченные возможности преодолеваются “свободой в духе”, социальное неравенство трансформируется в “равенство” в греховности и страданиях, разделение и изоляция заменяются братством в общине, а разобщенность и безразличие людей в повседневной жизни заменяются личным общением с Богом и общением в религиозной группе. Психологический аспект компенсации снимает стресс и угнетение.

Коммуникативная функция религии включает в себя процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком и его общения с Богом.

Регулятивная функция заключается в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций и обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп и сообществ. Особенно важна система предписаний религиозного права и морали. Верующий человек должен стремиться подражать в своей жизни примерам подвижников и героев легенд.

Воспитательная функция – способствует развитию у индивида чувства любви и доброты к другому человеку, терпимости и милосердия, сочувствия и сострадания, чувства долга и справедливости.

Функции – это средства действия религии в обществе, но они могут быть реализованы только во взаимодействии элементов религии как структуры. Элементы и структуры религии развиваются и изменяются в ходе истории. На ранних этапах развития общества религия как самостоятельная сущность не выделялась, она была вплетена в живую ткань бытия. В дальнейшем, став относительно самостоятельной сферой духовной жизни, она все более дифференцируется, выделяются ее элементы, образуются связи этих элементов. В религии различают религиозное сознание, деятельность, отношение, институты и организации.

Материализм

В философии XVIII. Материализм века получил сильное развитие во взглядах на объяснение природных явлений. Французский материализм имеет выдающееся историческое значение, потому что он:

выступал против средневековой схоластики и всех тех институтов, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья;

устанавливает свое мировоззрение и свои человеческие интересы.

Самым выдающимся выразителем философских взглядов французского материализма был Пауль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789). Он писал поучительные атеистические памфлеты: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный теологический словарь» и др. Его работа «Система природы, или о законах физического и духовного миров», опубликованная в 1770 году, содержала изложение важнейших онтологических проблем: Материя; природа; движение; пространство; время; причинность; случайность; необходимость и другие.

Свое понимание основных онтологических проблем Дени Дидро (1713-1784) изложил в работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д’Аламбера». Дидро ввел диалектику в свои размышления о проблемах бытия. Согласно Дидро, вся материя разумна (это точка зрения гилозоизма), но при этом проводится различие:

«инертная чувствительность»;

«активная чувствительность». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растениями, животными) и человеком.

Проблемы гносеологии наряду с онтологическими были очень важны в философии XVIII. Век очень важен. Философы XVII века называли внешний и внутренний мир человека источником знаний.

Материалисты видели роль как чувственных, так и рациональных моментов в познании: разум не может отделиться от чувств, но и не должен слишком доверять им.

Методами познания являются:

Наблюдение;

эксперимент.

Переход от чувственного к абстрактному мышлению, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: после желания идут воспоминания, сравнения и суждения.

З. Фрейд занимает особое место в философской науке. Зигмунд Фрейд был австрийским психологом, невропатологом, психиатром, он преуспел в изучении бессознательных явлений, их природы, форм и проявлений.

Для философии Фрейда основной идеей было то, что поведение людей определяется иррациональными психическими силами, а не законами общественного развития, что интеллект — это аппарат для сокрытия этих сил, но не средство активного отражения действительности, все более глубокого ее постижения.

Основное исследование Фрейда посвящено роли того, что он считает самым важным двигателем душевной жизни человека, «либидо» (полового влечения), которое является противоречием

человек и социальная среда;

Человек и культура;

Человек и цивилизация.

С философской стороны, Фрейд предлагает свое собственное понимание человека и культуры. По его мнению, культура предстает как «суперэго», основанное на отказе удовлетворять бессознательные желания; она существует за счет сублимированной энергии либидо.

Карл Густав Юнг, швейцарский психолог, философ и культуролог, начал свою карьеру как ближайший сотрудник Зигмунда Фрейда и популяризатор его идей.

После разрыва Юнга с Фрейдом происходит пересмотр идей о происхождении человеческого творчества и развитии человеческой культуры в терминах «либидо» и «сублимации», подавления сексуальности и всех проявлений бессознательного «суперэго».

«Либидо» в юнгианском понимании — это не только вид сексуального влечения, но и поток жизненно-психической энергии. Юнг ввел в научный оборот такие объекты, как учение о карме, реинкарнации, парапсихологические явления и т.д. Основными работами К.Г. Юнга являются: «Метаморфозы и символы либидо»; «Психологические типы»; «Отношения между Я и бессознательным»; «Попытка психологической интерпретации догмата о Троице».

Слияние философии и религии

Для начала обратимся к самому понятию религии.

Религия — это система взглядов, основанная на вере в сверхъестественные силы. Она включает в себя комплекс моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в различные организации, основанные на идеях веры.

Обычно религию разделяют на два типа — естественную и мировую. Естественная, или этническая, как ее еще называют, находит своих богов в природных силах, то есть без участия божественного откровения. Это «религия здравого смысла», «религия разума». Мировая же основана на признании некой высшей духовной силы, которая сотворила весь мир. Христианство, иудаизм, ислам, буддизм — примеры мировых религий.

Религия и философия имеют множество родственных черт. Самое значимое сходство обсуждаемых понятий — их главная цель, а именно — познание мира, в котором живет человек. И религию, и философию равно интересуют также вопросы «что есть добро и зло?», «где источник добра и зла?», «как добиться нравственного совершенства и возможно ли это вообще?». Им также присущ выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Такой подход называют трансцендированием.

Помимо общего, безусловно, между религией и философией есть значительные различия. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения знаний об окружающем.

Однако, и сходства, и различия философии с религией повлияло на их слияние.

Этапы развития

Сам термин появился только в девятнадцатом столетии, однако еще задолго до этого философские труды, связанные с религией, можно было найти в разных частях света. Наиболее остро этот вопрос интересовал философов азиатских стран.

Весь период становления дисциплины можно разделить на следующие этапы:

  1. Античность.
  2. Средневековье.
  3. Возрождение и Новое время.
  4. Новейшее время.

Античность

Одним из первых философов, кто серьезно коснулся темы божественного и связи Бога и человека, был Платон. Он представлял мир в качестве дуальной модели, одна часть которого является совершенной, подлинной и гармоничной, а вторая — лишь бледная его копия несовершенных и преходящих вещей

Особое внимание духовному развитию и достижению единства с божественным через восхождение от тленного физического мира к «Единому», то есть божественному началу, уделяли так называемые неоплатоники

Средневековье

Теологи средневековья совершили синтез христианского вероучения и основных идей античных философов. Для обоснования церковной догматики они использовали как раз основные античные идеи: креационизм, провиденциализм, идею спасения и греха. «Философия — служанка богословия» — популярное высказывание того времени, которое можно считать лозунгом философии религии Средневековья.

Возрождение и Новое время

Это время характеризуется разнообразием философских концепций религии — от материалистических до идеалистических, от прорелигиозных до «воинствующего атеизма». В эпоху Ренессанса религия и ее основной институт — католическая церковь — не единожды подвергались критике со стороны мыслителей-гуманистов, ратующих за всестороннее развитие человека.

Новейшее время

Религия становится одним из важнейших феноменов духовной культуры человечества. Множество научных деятелей создают труды, посвященные влиянию религии на жизнь человека, например, К. Леви-Стросс, М. Элиаде, К. Г. Юнг и другие. Интерес к обсуждаемому вопросу и по сей день растет.

Список литературы

  1. Введение в философию. – М.,1986.
  2. Елисеев Г.А. История религии 10-11кл. – Москва: Просвещение, 1999.
  3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1986.
  4. Маркс К. Энгельс Ф. Избранные произведения. Т.20.
  5. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. – М.: Градарики, 2002.
  6. Рычков А.К. Яшин Б.Л. Философия. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  7. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т2. – М.,1959.
  8. Философия. Учебник. Под. ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону, 1996.
  9. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. – Москва: Политиздат, 1986.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице “что такое реферат и как его сделать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Проблема субъекта и объекта в философии
  • Развитие диалектики в античной философии
  • Система объективного идеализма Платона
  • Социальная система и ценностные ориентации личности
  • Значения технического прогресса в жизни общества
  • Мое здоровье принадлежит только мне
  • Денежная реформа 1947 г.
  • Политика снижения цен в конце 40-х – начале 50-х гг.: причины, сущность, последствия
  • Реформы Н.С. Хрущева: замыслы и реальность
  • Экономическая реформа 1965 года: причины, сущность, результаты
  • Денежная реформа 1991 г. и ее итоги
  • Важнейшие задачи социально-экономической статистики на современном этапе

 Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Философское мировоззрение

Наряду с наукой, искусством, моралью и религией философия входит в систему духовной культуры общества, в которой все они существуют как основные формы общественного сознания. Каждый из них отличается от другого предметом, формой появления, способом функционирования и ролью в обществе.

Напомним, что философия возникла и развивалась исторически под влиянием мифологии, религии, обыденного и научного знания. Она рационально осмысливает проблемы передачи более ранних форм мировоззрения — проблемы происхождения, структуры, развития, гармонии, перспектив мира и человека, связей между ними, ценностей и смысла человеческой жизни. Различные стороны этих проблем находят свое решение в современной науке, искусстве и морали.

Философское мировоззрение, формирование проблемного поля философии, включая вопросы осмысленности человеческого существования, вырабатываются через философское осмысление оснований всех сфер человеческой деятельности, культуры в целом, включая вышеупомянутые сферы духовной культуры.

Основой всех сфер культуры являются как знания, сформулированные в принципах, законах и понятиях и закрепленные в соответствующих языковых конструкциях, так и ценности, которые служат для удовлетворения человеческих потребностей и определяют интересы людей. Накопленные культурой знания и ценности являются предметом критического философского анализа, который выявляет значимые и неизменные свойства бытия, смысложизненные ориентации, поддерживающие устойчивость человеческого существования в разные исторические эпохи, с учетом меняющегося мира и условий жизни.

В этом отношении философия зависит от других форм культуры. Однако через этот узел она получает возможность построить теоретическое обоснование перспектив жизни цивилизации во взаимосвязи с тенденциями мирового развития, передать соответствующие знания, в том числе информацию о несовершенстве человека, общества, его отношения к миру, самой культуры, будущим поколениям, тем самым влияя на нравственность, искусство, науку, формирование новой культуры в целом.

В этом узле критической, интегративной, трансляционной, прогностической и конструктивной роли философии особое значение придается постоянному переосмыслению и формированию новых знаний о непреходящих ценностях моральной, религиозной, художественной и научной сфер: добро и зло, истина и несправедливость, красота и уродство, жизнь и смерть, свобода и зависимость и т.д.

Следует особо подчеркнуть, что философия развивается во взаимодействии с наукой, что имеет огромное значение для поддержания жизнеспособности современного общества.

Древнегреческая философия фактически представляла собой область объединения существовавшего тогда научного знания, выступала его синонимом. Уже в античности во взаимоотношениях философии и науки наметились три основные тенденции, обусловившие их дальнейшее взаимозависимое развитие.

Во-первых, наука находилась под влиянием натурфилософского подхода, основанного на догадках и предположениях, которые не подтверждались экспериментальными исследованиями, и поэтому соответствующие знания носили спекулятивный характер.

Во-вторых, происходил процесс дифференциации наук, их отделение от философии как единственной аккумулирующей структуры познавательной деятельности. Физика, астрономия и медицина отделились от философии. Этот процесс продолжился в эпоху Возрождения и в современное время. В результате возникли классическая механика, биология и химия. В то же время происходил процесс разграничения областей исследования частных наук и философии. Однако частные науки оперировали в основном эмпирическими данными, а философия в своих теоретических разработках обходила экспериментальные данные естественных наук, что привело к противопоставлению этих двух областей знания и способствовало сохранению натурфилософского подхода.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Иррационалистическое учение Ф. Ницше
  2. Философия древнего востока (М. Т. Степанянц)
  3. Карл Теодор Ясперс и его философия
  4. П.Я. Чаадаев. «Философические письма» — Жизненный путь П.Я. Чаадаева
  5. Структуралистские идеи в современной культуре
  6. Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина
  7. Основные сферы жизнедеятельности общества
  8. В. Розанов и его философия
  9. Рационализм и эмпиризм в философии нового времени
  10. Социокультурные предпосылки формирования науки Нового времени — Возникновение философии Нового времени

Диалектический материа­лизм –

Подобное учение, равно как и другие формы теоре­тического мировоззрения, не должно представляться в виде некой завершенной совокупности неопровержимого знания. Превращение философии в непререкаемую док­трину лишает ее качества быть «живой душой» культуры. Только в саморазвитии, на основе синтеза новейших результатов познавательной и социально-практической деятельности, философия может претендовать на объек­тивную истинность и оптимально выполнять свое предна­значение. Например, социально-политическая философия тесно связана с идеологией современного белорусского государства, являясь ее мировоззренческой и методологической основой.

экспликации

Что такое философия религии

Философия религии — это раздел философии, который рассматривает установки, концепт и функции религии, обоснования существования божества, взаимоотношения религии с миром и человеком.

В узком понимании это понятие означает автономное философское рассуждение о Боге/божестве и вере.

Одним из самых значимых ученых в области философии религии был Ю. А. Кимелев — советский и российский религиовед, культуролог, социальный философ.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Кимелев разделял всю философию религии на две части — философское религиоведение и философскую теологию (богословие, систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо веры). Различие, по его мнению, состоит в том, что с точки зрения религиоведения данная философия ограничивается исследованием и осмыслением верования и не занимается описанием или концептуализацией какой-то сверхъестественной реальности.

Задачи

Концепция в широком смысле решает следующие задачи:

  • выявление сущности религии;
  • определение места религии в духовной жизни общества;
  • анализ влияния религии на человека;
  • определение божественного, священного в отношении к земному, профанному;
  • интерпретация понятий веры и сознания;
  • обоснование существования Бога;
  • философская концептуализация природы Бога;
  • осмысление отношений между Богом и человеком;
  • создание учения о Боге философскими средствами.

Взаимосвязь религиозной философии и философии религии

Очень часто эти два учения отождествляют, однако это совершенно разные понятия.

Под религиозной философией подразумевают рассмотрение различных проблем с точки зрения религии. Это философская рефлексия, которая всегда основывается на какой-либо религиозной системе. Существуют буддийская, исламская, христианская, индуистская, иудаистская, синкретическая и другие религиозные философии.

Теория данной дисциплины базируется на богословии, но, в отличие от теологии, религиозная философия занимается доказательством и обоснованием догматов веры, а не безусловно полагается на них.

Like this post? Please share to your friends: