Духовная культура и искусство: факторы самоорганизации

Как создаётся духовная культура?

К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.

Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.

Философия и культура

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанциально (по своей сущности) детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это – объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей – подлинных творцов культуры

В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся централь-ной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют обще-культурное значение.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззрен-ческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятель-ности, направленной на создание общезначимых образцов материаль-ной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее ценностей и норм, степени их укорененности в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сфере; типа взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения, ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру от создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и возвысит (или унизит) его дух.

Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества

Философия — это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизирует и развивается вместе с ней, и сама по себе оказывает активное влияние на развитие науки.

По-прежнему существует спор по проблеме философии науки. Широко распространены следующие точки зрения.

Философия — это наука об общих законах природы, общества и знания, или: философия — это наука о методах и формах знания, т.е. методология науки;

Философия — это не наука, это мировоззрение (особый вид мировоззрения, отличный от, например, религиозно-мифологического);

Философия — это и наука, и мировоззрение, то есть в культуре, в интеллектуальной жизни общества философия выполняет функции науки и функции мировоззрения.

Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в деятельности человека, в духовной культуре общества можно только в более широком социальном и историческом контексте, то есть не с точки зрения конкретной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и знаний.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время старается в максимально возможной степени выразить интересы субъекта (класса). Философия как система представлений о мире (в целом) участвует в идеологии и политике в классовом обществе. Следствием этого, по мнению ученых, является усиление конфронтации между отдельными философскими ориентациями. Поскольку философия связана с идеологией, ее содержание имеет идеологическую сторону, и философию можно рассматривать (в этом аспекте) как принадлежность к идеологии.

В истории философии наука и идеология вытеснили друг друга, но это обстоятельство не отменило ни ориентации философии на достижение истины, ни возможности ее полного или частичного совпадения с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться своей идеологической ролью. «Являясь интегративным центром всех наук и воплощением системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть универсальной и соответствовать интересам общества», — пишет академик Р.Ф. Абдеев. Универсальные позиции философии не исключают негативного отношения к диктаторским лидерам, социального неравенства, эксплуатации, угнетения и политического насилия.

Научная форма философии не может рассматриваться как заведомо лучшая или единственная истинная форма. Когда философия сводится к науке, возникают законные вопросы: «Был ли Лев Толстой философом?». Можно ли назвать Ф.М. Достоевского философом?» Оба великих писателя поднимали, часто впервые, важнейшие философские проблемы. Эстетические идеи составляют существенную часть философских знаний и самого философского процесса познания. Создание философского мировоззрения предполагает, что его создатели обладают чувством красоты, гармонии и принадлежности к миру. Философское мировоззрение также имеет эстетический подход к миру. Работы А. Камю, Н. Рериха, М. Шюрлениса, Р. Тагора и Дж. В. Гёте свидетельствуют о родстве философии и искусства, об их взаимопроникновении.

Философские вопросы являются неотъемлемой частью различных религиозных учений. Философию и религию, однако, не следует уравнивать, поскольку последняя не ограничивается философской рефлексией. Достаточно указать на ритуализм как на существенный ингредиент любой религии.

Не все поэты и писатели затрагивали философские проблемы в своих произведениях, и нет ни одного художественного произведения, полностью посвященного решению философских проблем. Тем не менее, религия и художественная литература играли и продолжают играть важную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии прошло через всю историю философии до настоящего времени.

Философия и наука

Философия и наука — это два взаимосвязанных вида деятельности, целью которых является изучение мира и людей, которые в нем живут. Философия хочет знать все: видимое и невидимое, ощущаемое и неощущаемое, реальное и нереальное. Философия не знает границ — она стремится понять все, даже очевидное. Наука, с другой стороны, изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.д. Но это исследование, по сравнению с исследованием того же самого философией, хотя и одностороннее, но все же более тщательное. Например, для философов разных эпох молния — это гнев Зевса, искра от прикосновения облаков и т.д. Для ученых это просто электрический заряд, когда во время грозы генерируется электрическое поле, и из-за разности потенциалов между этим полем и землей происходит обмен зарядами высокого напряжения. Это также объясняет наличие озона в атмосфере: под действием электрического тока молекулы кислорода распадаются на атомы, которые рекомбинируют, образуя молекулы озона.

Философия и наука изучают картину мира и дополняют друг друга. Давайте попробуем рассмотреть различия и сходства философии и науки, их взаимосвязь и историю.

Несомненно, философия и политика взаимосвязаны. Этика — это вершина любой философской системы. Ну, вершиной этики является политика, то есть определенная политическая система, направленная на достижение добра. С другой стороны, решение «фундаментального философского вопроса» может иметь основу, принимаемую обеими сторонами, как когда-то в политике было модно говорить о «фундаментальных ценностях», на основе которых могли бы договориться партии с самой разной идеологией.

Это основание — фундаментальный дуализм . Это разделение бытия на трансцендентное и имманентное сознание. Его суть в том, что трансценденция актуализирует сознание, а сознание входит в трансценденцию через тело.

Трансцендентность создается имманентностью. Приняв это основание, остается вопрос о происхождении трансцендентности. Это поле битвы философских партий.

Отсюда онтология: бытие-в-имманентности и бытие-в-трансцендентности. Бытие — это саморасширяющаяся истина. Как говорил еще Парменид: бытие есть, небытия нет. Но это тавтология. Само слово «бытие» говорит само за себя; нет необходимости уточнять Парменида. Речь идет о двух доступных человеку сферах бытия (бытие-в-имманентности и бытие-в-трансцендентности), одна из которых опосредована. Это ни в коей мере не исключает других сфер, недоступных сознанию, т.е. мета-трансценденции. Эта онтология ориентирована на сознание. Это означает, что в фундаментальной метафизике онтология и эпистемология составляют единое целое.

Философия как системная наука, ее цели. Философия — один из древнейших способов понимания мира и определения человеком своего места в нем. Зарождение философии в древней цивилизации. Основные философские направления XX века и их характеристика.

Философия текущий философ

Иррационализм критикует гордый и высокомерный разум. Согласно иррационализму, мир неразумен и неупорядочен, он предстает перед человеком как нечто внешнее и абсурдное, спонтанное и неподвластное ему.

Рационализм — это совокупность философских школ, рассматривающих в качестве центрального пункта своего анализа разум, интеллект, мышление с субъективной стороны и рациональность, логический порядок вещей с объективной стороны.

Рационализм возник как выражение знаний, научно-технического прогресса и их огромного успеха в Новое время.

В двадцатом веке рационализм развивался под непосредственным влиянием научно-технической революции и перехода некоторых стран к стадии постиндустриальной цивилизации. Рационализм XX века характеризуется сциентизмом — преувеличением роли науки в общественной жизни. Это направление — культ научного и технического разума, его защита и оправдание.

К рационализмам двадцатого века относятся:

  • Неопозитивизм;
  • Структурализм;
  • Неорационализм;
  • Критический рационализм.

Философский рационализм двадцатого века представляет собой уверенность в способности знания быть социальной силой и источником дальнейшего восходящего развития цивилизации.

Различия между духовной и материальной культурой

Специалисты относят разделение культуры на материальную и духовную составляющие к условностям, поскольку точно определить их границы уже невозможно, т.к. духовная культура находит свое воплощение на материальных носителях, к которым относят книги, картины и орудия производства. Кроме того, к материальной культуре относят весь перечень созданных людьми вещей и явлений, они призваны обеспечить человеку комфортную жизнь, предоставив ему возможность конструктивно взаимодействовать с обществом. Следовательно, материальная культура призвана удовлетворить личные потребности людей.

К отличительным признакам материальной культуры относят следующие черты:

В отличие от материальной, духовная культура относится к непредметным явлениям, базирующимся на чувствах, эмоциях и идеях. К ее главным отличительным признакам относят:

Философское мировоззрение

Наряду с наукой, искусством, моралью и религией философия входит в систему духовной культуры общества, в которой все они существуют как основные формы общественного сознания. Каждый из них отличается от другого предметом, формой появления, способом функционирования и ролью в обществе.

Напомним, что философия возникла и развивалась исторически под влиянием мифологии, религии, обыденного и научного знания. Она рационально осмысливает проблемы передачи более ранних форм мировоззрения — проблемы происхождения, структуры, развития, гармонии, перспектив мира и человека, связей между ними, ценностей и смысла человеческой жизни. Различные стороны этих проблем находят свое решение в современной науке, искусстве и морали.

Философское мировоззрение, формирование проблемного поля философии, включая вопросы осмысленности человеческого существования, вырабатываются через философское осмысление оснований всех сфер человеческой деятельности, культуры в целом, включая вышеупомянутые сферы духовной культуры.

Основой всех сфер культуры являются как знания, сформулированные в принципах, законах и понятиях и закрепленные в соответствующих языковых конструкциях, так и ценности, которые служат для удовлетворения человеческих потребностей и определяют интересы людей. Накопленные культурой знания и ценности являются предметом критического философского анализа, который выявляет значимые и неизменные свойства бытия, смысложизненные ориентации, поддерживающие устойчивость человеческого существования в разные исторические эпохи, с учетом меняющегося мира и условий жизни.

В этом отношении философия зависит от других форм культуры. Однако через этот узел она получает возможность построить теоретическое обоснование перспектив жизни цивилизации во взаимосвязи с тенденциями мирового развития, передать соответствующие знания, в том числе информацию о несовершенстве человека, общества, его отношения к миру, самой культуры, будущим поколениям, тем самым влияя на нравственность, искусство, науку, формирование новой культуры в целом.

В этом узле критической, интегративной, трансляционной, прогностической и конструктивной роли философии особое значение придается постоянному переосмыслению и формированию новых знаний о непреходящих ценностях моральной, религиозной, художественной и научной сфер: добро и зло, истина и несправедливость, красота и уродство, жизнь и смерть, свобода и зависимость и т.д.

Следует особо подчеркнуть, что философия развивается во взаимодействии с наукой, что имеет огромное значение для поддержания жизнеспособности современного общества.

Древнегреческая философия фактически представляла собой область объединения существовавшего тогда научного знания, выступала его синонимом. Уже в античности во взаимоотношениях философии и науки наметились три основные тенденции, обусловившие их дальнейшее взаимозависимое развитие.

Во-первых, наука находилась под влиянием натурфилософского подхода, основанного на догадках и предположениях, которые не подтверждались экспериментальными исследованиями, и поэтому соответствующие знания носили спекулятивный характер.

Во-вторых, происходил процесс дифференциации наук, их отделение от философии как единственной аккумулирующей структуры познавательной деятельности. Физика, астрономия и медицина отделились от философии. Этот процесс продолжился в эпоху Возрождения и в современное время. В результате возникли классическая механика, биология и химия. В то же время происходил процесс разграничения областей исследования частных наук и философии. Однако частные науки оперировали в основном эмпирическими данными, а философия в своих теоретических разработках обходила экспериментальные данные естественных наук, что привело к противопоставлению этих двух областей знания и способствовало сохранению натурфилософского подхода.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Иррационалистическое учение Ф. Ницше
  2. Философия древнего востока (М. Т. Степанянц)
  3. Карл Теодор Ясперс и его философия
  4. П.Я. Чаадаев. «Философические письма» — Жизненный путь П.Я. Чаадаева
  5. Структуралистские идеи в современной культуре
  6. Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина
  7. Основные сферы жизнедеятельности общества
  8. В. Розанов и его философия
  9. Рационализм и эмпиризм в философии нового времени
  10. Социокультурные предпосылки формирования науки Нового времени — Возникновение философии Нового времени

Религия

Консервативный менталитет и медленное развитие, присущие идеологии города-государства, означали, что клановые и семейные культы надолго сохранились в религии. О благополучии домашнего хозяйства заботились Пенаты, божества провизии и пищи, а покровителями всей семьи и хозяйства в целом были Лары. У каждого члена семьи был свой особый дух — дух-хранитель (женский дух-хранитель назывался Юнона), который появлялся при рождении и исчезал со смертью человека. Гений отца семейства был семейным божеством, и ему поклонялись все домочадцы.

Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно было заботиться. Римляне верили, что мертвые живут в том месте, где их похоронили, и что у них такая же потребность в пище, как и у «живых». Если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живых и становились злобными и мстительными лемурами Культ семьи был одним из самых важных и почитаемых в римской религии.

Сословные и семейные культы развились в государственный культ вокруг богини Весты, хранительницы очага и священного огня. Весте поклонялись как покровительнице гражданской общины и ее благополучия, а вечный огонь, горевший на ее алтаре, олицетворял вечность Рима.

Древним и почитаемым был культ богов, воплощавший различные аспекты сельского хозяйства, основного занятия римлян. Древнейший римский бог Марс первоначально изображался как метающий копья защитник стад и всего гражданского коллектива от врагов. Богиня Венера считалась покровительницей садов и огородов, божеством изобилия и плодородия природы. Существовал бог сева — Сатурн, бог жатвы — Коун. Культ крестьянских богов связан со многими религиозными праздниками римлян.

В V веке до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом облике. На формирование римского пантеона большое влияние оказала этрусская религия. От этрусков римляне заимствовали, например, Юнону — этрусскую Уни, Минерву — этрусского Менрву, вероятно, бога Вулкана и т.д., а также некоторые ритуальные действия, систему гадания на внутренностях животных. Первый римский храм на Капитолии был построен по этрусскому образцу.

Начиная с III века до н.э., греческая религия начала оказывать очень сильное влияние на римскую. Римляне отождествляли своих абстрактных богов с греческими богами. Так, Юпитер отождествлялся с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Гера, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и так далее. Среди многочисленных римских богов под влиянием греческих религиозных идей выделялись главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии, Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера — богиня всего и плодородия, Вулкан — бог огня и ковки, Церера — богиня растительности, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путешественников и торговли, Нептун — бог моря, Диана — богиня луны.

Олимпийские боги считались покровителями римского содружества, им поклонялись патриции. Плебеи особенно поклонялись Церере, Либере-Просерпине, богине растительности и подземного мира, и Либеру, богу вина и веселья.

Римский пантеон никогда не оставался закрытым и включал в себя иноземные божества. Считалось, что эти чужеземные божества оказывали большое влияние на власть римлян. Таким образом, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а к концу третьего века до нашей эры из Фригии было привнесено поклонение Великой Матери Богов.

Связь философии с другими формами духовной культуры.

Исторические типы мировоззрения.

Составляющие: миропонимание (картина мира, интеллектуальная сторона), мировосприятие (отношение к миру, эмоциональная сторона), мироотношение (как я должен действовать, относиться к миру)

1) Миф. Эмоционально образная картина. Есть потребность объяснить а знаний нет. Все одушевлено: реки, леса (парапсихизм).

2) Религия. Иррациональная картина. Обращение к небесному менеджеру (богу), а не непосредственно к предмету как в мифах.

3) Философия. Рационально-теоретическая форма мировоззрения. Логическое докозательство.

Философия. Ее предмет, функции и структура.

Онтология – учение о бытие. Построение картины мира.

Гносеология – учение о познании мира. Насколько моя картина мира соответствует миру (что есть истина, ложь; познаваем мир или нет; как нам жить вместе людям с разными картинами мира)

Аксиология – учение о ценностях: этические (учение о морали. Добро зло), эстетические (красота)

Онтологическая: дает картину миру, обеспечивает нас рационально теоретической картиной мира

Гносеологическая: дает истину, вооружает знанием о мире

Аксиологическая: дает представление оценностях

Отличие философии от науки:

Наука изучает мир вне всязи с человеком (обьективна), философия: я и мир (субъективна)

Наука проверяема, философия не всегда. Научные знания по степени общности ниже (интересуются миром только с какой-то стороны, фрагменты: физика, химия, биология); философия рассматривает мир в целом

Способы философствования

Связь философии с другими формами духовной культуры.

Так же, как искусство и религия, философия пытается разбудить человека, ибо большинство людей, погруженные в свои мелочные дела и заботы, и не подозревают о существовании иного мира, другой, истинной жизни, когда человек действительно живет, а не прозябает в скуке повседневного унылого существования.

В отличие от искусства философия обращается прежде всего не к чувствам, а к разуму; а в отличие от религии она считает, что другая, истинная, бодрствующая жизнь возможна здесь и сейчас, в этом мире.

Конечно, отношение философии к религии и искусству сложнее любой схемы: мыслитель может принадлежать к той или иной религии и отстаивать ее ценности; нередко философы выражали свои воззрения в художественной форме. Философия представляет собой достаточно поздний продукт культуры. Для возникновения в той или иной национальной культуре собственной философии требуется высокое развитие литературы и искусства, религиозной и политической мысли, образования и науки. Помимо этого подлинное философствование неотделимо от свободы.

Духовные ценности

Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.

Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью

Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: