Взаимодействие основных областей духовной культуры

Духовная сфера

Что такое культура

Существует более 250 определений культуры. Самое широкое принадлежит американскому культурантропологу М. Херсковицу.

Культура — часть человеческого окружения, созданная самими людьми.

В этом смысле к культуре принадлежит любой, даже простейший предмет, сделанный человеком, каждая мысль, зародившаяся в его сознании. В понятии «культура» заключено много смыслов. Оно обозначает расу, национальность или этническое самосознание, музыку, изобразительное искусство, пищу, одежду, ритуалы, традиции и т. д.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Что относится к материальной культуре

Материальная культура — это вещественная составляющая культурной деятельности. Она существует в виде артефактов — предметов искусственного происхождения, использующихся в производстве и повседневности.

Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то, соответственно, для уровня обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.

Архитектура

Архитектура определяет материальные условия быта и повседневности: жилища, общественные здания, парки, города созданы людьми и в свою очередь являются средой их обитания, влияя на эстетические представления последующих поколений.

Архитектура — вид искусства, соответственно, она входит и в сферу духовной культуры. Определенные идеи заложены архитектором в форму здания, украшения фасадов, расположение помещений. Особенности организации пространства многое говорят о взаимодействии людей, об отношениях в семье, о представлениях людей о красоте и уюте.

Одежда

В большинстве культур одежда определяла различия между женщинами и девушками, мужчинами и юношами, крестьянами и аристократами и т. д. На покрой и материал одежды влияли повседневные занятия и доходы, таким образом, окружающие с первого взгляда на чей-либо костюм получали информацию о возрасте человека, социальном статусе, профессии, месте проживания. Народные костюмы вместе с языком, традициями, обрядами, фольклором образуют единую знаковую систему, аккумулирующую в себе культурные установки конкретного общества.

Техника

Уровень технического развития общества влияет на его культуру. Появление автомобилей, поездов, самолетов сильно изменило повседневную жизнь людей и их представления о мире, например, восприятие расстояний. В основе современной информационной культуры лежат сложные технические устройства: компьютеры, смартфоны. Появление новых технических изобретений способствует появлению и развитию новых видов искусства: фотография, кино, телевизионные шоу, компьютерные игры возникли только после соответствующих изобретений, но за короткое время стали важными элементами не только материальной, но и духовной культуры.

Предметы быта

Строя дом, изготовляя одежду, мастеря домашнюю утварь, люди следовали образцам, существовавшим издревле. Образы большинства вещей, окружавших людей в повседневной жизни, сохранялись неизменными из поколения в поколение.

В восприятии древних материал вещи, форма и назначение были слиты воедино, все характеристики вещи приобретали сакральное значение, поскольку именно так лепить горшки завещали предки. А им, вполне возможно, передали эти знания сами боги. Материал тоже наделялся особыми свойствами и даже одушевлялся, и потому, например, китайские мастера-резчики медитировали перед тем, как приступить к делу, и не всегда соглашались выполнить заказ, если им казалось, что этот кусок камня хочет стать другим предметом.

Даже когда вещи перестали одушевлять, повседневное материальное окружение продолжало влиять на культурное становление личности, поскольку предметы быта так или иначе выражают специфику, традиции и социальные ценности общества, а также демонстрируют социальный статус владельца.

Нравственный потенциал искусства

Вы уже знакомились в 8 классе с основными областями духовной культуры

В этом параграфе внимание будет уделено раскрытию их взаимовлияния

Обратимся к соотношению искусства и морали. Хорошо известно, что обращение к произведениям искусства не только обогащает представления о мире и человеке, доставляет эстетическое наслаждение, но и пробуждает добрые чувства, возвышает личность нравственно. Бывает, что мораль в явном виде включается непосредственно в произведение. Это в первую очередь относится к басне как жанру литературы.

Однако природа искусства, как правило, не позволяет использовать его язык для передачи уже готовых этических или философских идей. Полноценность художественного восприятия зависит от того, в какой мере читатель или слушатель способен к целостному постижению и пониманию взаимообусловленности всех выразительных элементов произведения. Прямое наставление, поучение в большом искусстве, как правило, приглушены. Присущие искусству качества свободного творчества и свободного восприятия служат источником его особой притягательности и культурной ценности.

Вот простой пример: рассказ А. П. Чехова «Душечка». Один читатель увидит в героине рассказа женщину, не имеющую собственной личности, собственных убеждений: она всякий раз живёт интересами и потребностями того, кто находится с ней рядом. И, видимо, достойна нравственного осуждения. Другой читатель будет интерпретировать эту способность героини как удивительный дар женщины целиком переливаться в любимого человека, жить его желаниями, настроениями, страстями. Подлинно художественный текст обладает большим запасом смысловой прочности.

Большое влияние на человека оказывают символы, которые активно использует искусство

Символ в искусстве — это и чувственный образ, и одновременно знак, отсылающий к чему-то важному, значимому для человека. Символ является неотъемлемым инструментом человеческого мышления; можно даже сказать, что во все времена человек жил в мире символов

Символ обычно обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, порождает разнообразные ассоциации. Поэтому применение в искусстве символов способно оказывать серьёзное патриотическое, воспитательное воздействие на человека. Вспомните, например, какие побуждения испытывали люди, слушавшие песни Великой Отечественной войны; какой подъём ощущают сегодня все, читающие названия кораблей флота России: «Стойкий», «Слава», «Александр Невский», «Дмитрий Пожарский», «Ярослав Мудрый».

Like this post? Please share to your friends: