RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

6. ГЕТЕАНИ3М

II. ФИЛОСОФИЯ: ЕЕ СУТЬ, ГРАНИЦЫ И СОДЕРЖАНИЕ

2. Философское мироощущение. Мировоззрения

Макрокосмический аспект мировоззрений


     171
. "Пантеизмом было бы воззрение, что во всем, что распростерто в природе, что вообще простирается как мир явлений, живет Божественное, что до некоторой степени сама природа есть непосредственное откровение Божественного. ...Против этого воззрения я выступал постоянно". И вот со стороны иезуита Циммермана нас обвиняют в пантеизме. "По-другому пантеизм можно охарактеризовать так: пантеизм на хочет внешнюю природу отделять от Божественно-духовного, он хочет смешать одно с другим". 188(2)
     "Человек не может потерять Бога, а только свое представление о Боге. ... Всякое представление о Боге питается только Самим Богом и ни одно не способно Его объять. Люди, например, говорят о пантеизме и теизме, будто бы одно из них исключает другое. ... днем человек пантеист, ночью — скорее теист. Быть пантеистом, значит переживать Божество деятельным в мире. Теизм переживают как бы в ясновидческом мировом сне, как Божество, бодрствующее над миром". Д.110, с. 26




     172
. "Деизм — это выжатый лимон религиозного мировоззрения, где от Бога не осталось ничего, кроме сказок о всеобщих, совершенно абстрактных мировых событиях". 200(3)




     173
. "Подобно тому, как вы можете представить себе физический космос: круг Зодиака, планетную систему, Солнце, Луну и Землю совместно, а также Землю саму по себе, так можете вы представить себе духовную Вселенную: антропоморфизм; теизм, интуитивизм, натурализм; гнозис, логизм... и т.д.; и все это движущимся в 12-ти созвездиях духовного Зодиака. ...Насколько верно то, что физический космос существует физически, настолько же верно, что он существует духовно".
     Представим себе человека, который отдается воздействию идеалистического мировоззрения с мистическим строем души. "Духовная констелляция такого человека при его задатках такова, что Венера стоит в Овне. ...Эти констелляции гораздо больше значат в жизни человека, чем констелляции внешнего гороскопа... они ничуть не совпадают с расположением звезд в момент рождения во внешнем гороскопе. ...Нет необходимости, чтобы эти влияния, проистекающие из состояния мистицизма в знаке идеализма, появились именно при рождении. Они могут действовать до рождения, а также и после рождения. Короче говоря, выжидается тот момент, когда в соответствии с внутренней органической конфигурацией задатки могут быть влиты в человеческий организм наилучшим образом. ...Силы, которые возникают таким образом, не остаются неизменными в течение всей жизни". 151(3,4)



12 мировоззрений

     174
. "Представителей такого мировоззрения, которое полагает, что все является лишь орудием для идей, пронизывающих мировой процесс, можно назвать идеалистами, а их мировоззрение — идеализмом". "Если наряду с идеями, которые человек находит (через внешний мир), он признает еще и те, которые получает из области морали, из интеллекта, то он становится идеалистом". 151(2)




     175
. "Запомните это: идеалистом является тот, у кого устремления, мысли более велики, чем действия, осуществленные на физическом плане. ...от поступков, у которых мысли более велики, чем дела, т.е. от поступков, совершаемых из идеализма, остаются отражения в астр. теле, переходящие затем в эф. тело. Но существует большая разница между отражениями действий, исходящих из инстинктов, порывов, страстей и т.д., и отражениями действий, совершаемых из идеализма. Все отражения первого рода имеют в себе нечто разрушительное для всей нашей жизни; эти образы и образования нашего астр. тела действуют на все наше человеческое существо так, что постепенно съедают его; эти образы связаны именно с тем, что в течение своей жизни, вплоть до смерти, человек медленно съедает свое существо на физическом плане; и напротив, образы, исходящие из того, что в наших мыслях превышает размер наших действий, имеют в себе нечто животворящее. Они в высшей степени благотворны для нашего эф. тела, ибо они непрестанно вносят во все наше человеческое существо животворящие силы".
     "Можно построить свою жизнь так, что она дольше сохранит в себе свежесть молодости, и для этого нужно совершать как можно больше таких поступков, в которых мысль превосходила бы своим размером размеры поступка".
     "Если человек спросит себя, откуда он может почерпать идеалы, превосходящие его поступки, то можно сказать: это возможно, если глубже войти в духовное знание, которое вводит нас в сверхчувственные миры. Когда мы слышим, например, сообщения Духовной науки о развитии человека в системе нашей Земли, то эти сообщения пробуждают силы в высших членах нашего существа и сообщают наиболее конкретный и нужный для нашего времени идеализм". 124(7)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru