Философия и религия: сходства и различия

Духовная сфера

Зарождение философии и ее отношение к религии в Древней Греции и на Древнем Востоке

Философия возникла тогда, когда религия уже существовала, и была неотъемлемой частью мировоззрения древнего человека. Это привело к тому, что философия, хотя порой и скептически относилась к толкованию божественного, тем не менее, развивалась в неразрывной связи с Богом и живо использовала религиозные идеи. Религиозные идеи, облеченные в мифическую форму, были перенесены с Востока в Грецию. Они были включены в греческую религию, и именно оттуда их использовала философия.

В античности научная деятельность всегда мыслилась в пределах и рамках религиозного мировоззрения, но древнегреческая религия не препятствовала свободному развитию научной мысли. Греческая религия не имела теологической систематизации и возникла на основе свободного согласия относительно предмета веры. В подлинном смысле слова в Греции не было общепринятой религиозной доктрины, а только мифология”.

Но древние религиозные идеи не были для философии самоцелью. “Они подлежали трансформации и подчинению для того, чтобы установить рациональную социально-этическую нормативность. Представителем этой нормативности был “physis”, объединяющий богов, людей и природу в единый узел, подлежащий рациональному обоснованию. А рациональное обоснование человеческой жизни требовало включения обширного теокосмогонического материала, эмпирического знания и дедуктивных наук”.

Период интенсивного сбора данных в различных областях знания ознаменовался появлением милетской школы, которая создает и развивает рационалистические представления о мире. Милетцы впервые ставят вопросы о происхождении и устройстве мира в такой форме, на которые должен быть дан ясный и понятный ответ. Это выражалось в отказе от традиционной религии (религиозный скептицизм в отношении отношений между богами и людьми и т.д.). Милетская школа впервые отменила мифологическое мировоззрение, основанное на противопоставлении небесного (божественного) и земного (человеческого), и ввела универсальность физических законов.

Эта традиция вызывает реакцию, которая особенно проявляется у пифагорейцев. По сути, речь идет о том, чтобы охватить сферу традиционной власти. “Это новое отношение к мудрости получило название философии и включает в себя благочестивое отношение к традиции. При этом рационалистические концепции лишаются своей разрушительной силы и получают свое место, которое заключается в педагогическом процессе, предполагающем формирование общественно-благочестивого отношения человека к миру и к Божеству”.

Пифагорейцы считались первыми философами и в то же время представляли собой религиозное объединение. “Первоначальное ядро пифагореизма – религиозное. Она состояла из архаического пласта, который сам по себе старше пифагореизма и был им только усвоен, и некоторых новшеств, введенных основателем пифагорейской религии”. Цель, к которой должен стремиться человек, по их представлениям, – богоподобие, а развитие божественного начала в себе происходит через понимание структуры божественного космоса, что возможно через философию.

Хотя некоторые софисты, такие как Протагор и Критий, считали, что Бог и религия – это выдумки, более поздние философы гармонично соединяли философию и религиозное мировоззрение, не противопоставляя их друг другу. Ярким примером такого сочетания была метафизика Аристотеля (первая философия или теология), которую позже взяли на вооружение средневековые богословы. Поскольку Аристотель допускает два вида сущностей – естественную и сверхъестественную (божественную), то науки, изучающие эти сущности, физика и метафизика. Аристотель также включил логику в первую философию, тем самым создав возможность использования философии для объяснения религиозных постулатов в будущем.

Из философских учений Запада в древности не развилась, по крайней мере, ни одна из мировых религий.

Какими понятиями оперирует философия и религия

Философия на пути продвижения к истине опирается на ряд категорий. Основные из них: бытие, материя, сознание и диалектика. Кратко их содержание можно выразить следующим образом.
Бытие в философской идеологии означает мир, окружающий человека, со всеми его материальными предметами и природными, а также духовными явлениями. Развитие этого мира обусловлено энергией, заложенной в материи и духе, сущность которых противоположна лишь внешне. В исходном принципе она всё равно едина и объясняется термодинамическими процессами, происходившими в истоке образования жизни и происходящими ныне по ходу её эволюции.

Основу материального бытия составляет материя. Исторически при научном определении материи сложилось несколько идеалистических подходов:

  • объективный, последователи которого утверждают, что материя возникает и существует независимо от какого-либо духовного абсолюта;
  • субъективный, где материя представляется лишь плодом воображения под влиянием идеально просвещённого духа, то есть Бога;
  • позитивистский, отвергающий материю как понятие вообще, поскольку оно недостижимо для эмпирического исследования.

Современный взгляд, которого придерживаются, например, российские философы, воспринимает материю в качестве объективной реальности и первопричины бытия. Высший дух, сам человек, его социальное окружение — всего лишь вторичное проявление материи, её производные.

Сознание образует духовную часть бытия. Единство взглядов современных философов по этому вопросу останавливается только на том, что оно существует и имеет нематериальную природу. В остальном наблюдается разность гносеологических подходов.

Так физикализм вообще не считает сознание самостоятельной субстанцией, а лишь порождением материи. Диаметрально противоположный ему солипсисм воспринимает материю как порождение сознания.
Нет общего понимания и вопросах о происхождении сознания. Оно полагается:

  • божественным, данным человечеству Богом;
  • космическим, привнесённым пришельцами из космоса;
  • всеобъемлющим, присущим всему живому на Земле.

Биологическая точка зрения опирается на предположение, что живые организмы, отличные от человека, тоже в той или иной степени обладают сознанием. На это указывает определённая организованность их действий: закономерности в поведении, привычках, склонность к лидерству и подчинению, а также внушаемость

В современной науке всё это в основном не принимается во внимание и относится просто к инстинктам, а вовсе не к проявлениям сознания

Диалектика является теорией, отражающей развитие материи во времени и логику её познания на каждом этапе эволюции. В «Диалогах» Платона она выглядит как искусство вести мастерский диалог на философские темы в поисках истины. У Гегеля это уже способ мышления. Его диалектический «закон о переходе количества в качество» рассматривает материальный мир в качестве резерва, в котором неизменные вещи, никак не зависящие друг от друга, накапливаясь, в какой-то критической точке посредством сознания обретают новые качества.
Религия, согласно философско-религиозным воззрениям, являет собой особую организацию сознания, при которой материя воспринимается исключительно глазами Бога. Отсюда проистекают и основные постулаты всех мировых религий. Главный из них — возлюби Господа Бога и своего ближнего как его земное отражение.

Второй постулат мы находим в Евангелие от Матфея : «Ищите… Царства Божия и правды его». Иными словами, духовный идеал в этом мире должен главенствовать над прагматикой и управлять ею. В реальности этому способствуют храмы, иконы, предметы богослужения, молитвы.

Третий постулат говорит о том, что общественный и государственный статус духовной миссии в идеале должны совпадать . В жизни это по множеству причин выходит не так, хотя государство чаще всего осознаёт, что соблюдение нравственных нормативов только способствует достижению земного благоденствия.
Четвёртый постулат Православной церкви провозглашает единство церкви, народа и власти. Исторические противоречия в этом вопросе, склонявшие власть и церковь к противостоянию с народом, как показала практика, являются неоправданными и бесперспективными. Если центральная власть и церковь сильны, они всегда должны советоваться с народом.
Пятый постулат призывает личность находиться в единстве с обществом. Только такая гармония позволяет обеим сторонам осуществить своё становление в Царствие Божием, а с этим и удовлетворение в обычной жизни.

Like this post? Please share to your friends: